Выжидающий тигр. Журнал «Уфа». Комментарий Альфии Кузнецовой

Журнал «Уфа». Наверное, так в двух словах можно описать характер нынешних покупателей. Пандемия и неожиданные катаклизмы (санкции, засухи, неурожая, да мало ли что может у нас случиться?) сделали свое дело: спонтанных приобретений стало меньше. Мы чаще планируем траты и просчитываем убытки. Пирамида потребления изменилась и уже никогда не будет прежней. Хотя обо всем по порядку.

Росстат выпустил объемный электронный бюллетень «Потребление продуктов питания в 2020 году». В нем собраны данные с 48 тысяч домохозяйств из разных регионов. По сравнению с 2019-м покупательская способность снизилась по трем четвертям основных позиций 18 из 24 продуктов. Наибольшее падение зафиксировано по яблокам (15%), крупам (12%) и рису (11%). А если сравнивать ситуацию с 2013 годом, особенно велико снижение по сливочному маслу (39%), рыбе (28%), чаю, рису и крупам.

Мы попросили пять уфимских семей скинуть данные расходов в категории «Супермаркеты» из мобильных приложений банков. Анализируя их траты за целый год, можно увидеть, что они ощутимо растут к концу года, а декабрь уже вышел за рамки средних значений.

Самое низкое значение у семьи с годовалым ребенком. Она тратит на продукты 18 тысяч рублей в

месяц. Наибольшее у семьи, где семь человек супруги, трое детей, плюс пожилые родители 44 тысячи рублей. Суммы покупок объяснимо растут во время майских и новогодних каникул, праздников. Наши респонденты отметили, что особо почувствовали подорожание рыбы, мяса, гречки, картофеля и яиц.

На вопрос, экономите ли вы, утвердительно ответили все. А вот рецепты снижения затрат у каждого свои. Большинство отслеживают скидки по специальным приложениям (например, «Едадил»), продукты долгого хранения закупают впрок и чаще делают домашние полуфабрикаты.

Кстати, это еще один пандемийный тренд принцип «сделай сам». Походы в кофейню и покупки

блюд сменились приобретением базовых продуктов и нужной бытовой техники. Выросли продажи хлебопечек, кофемашин, самогонных аппаратов, а также продуктов для выпечки и приготовления ресторанных блюд дома.

Заместитель директора по научной работе ГАНУ «Институт стратегических исследований РБ», док­

тор экономических наук Альфия Кузнецова отмечает: — В структуре потребления населения республики уменьшились расходы хозяйств на домашнее питание: с 37,2% во II квартале 2020 г. до 32,2% во II квартале 2021 г., затраты на мебель, бытовую технику и текущее содержание дома снизились с 5,7 до 5%; расходы на личную гигиену, социальную защиту, прочие товары и услуги упали с 7,9% до 4,8%, а затраты на алкогольную продукцию, табачные изделия с 3,1% до 2,2%.

Аналитики Sberbank CIB в ноябре отметили увеличение доли россиян, которые выбирают самые дешевые «собственные» марки торговых сетей. На фоне роста общих расходов на еду

за третий квартал этого года с 37% до 38,1% увеличилось и число экономящих на продуктах с 62% до 67%.

Средний чек по сравнению с январем 2020 года увеличился на 14%. Сейчас средняя покупка в магазине составляет около 3 тыс. рублей. Как меняется покупательная способность среднедушевых денежных доходов, отслеживает Башкортостанстат. Если сравнивать январь-сентябрь этого года с аналогичным периодом, то самое существенное снижение у картофеля 65%, сахара, подсолнечного масла и яиц. Чуть больше жители республики стали покупать рыбу (не деликатесную), молоко и рис.

Эксперты отмечают рост популярности магазинов дискаунтеров. Заглядывать в «Светофор», «Маяк», «Находку» теперь не гнушаются и люди с высоким уровнем доходов. Последняя тенденция подтверждается данными розничных компаний. Ретейлеры, торгующие стоковыми коллекциями, увеличили оборот так, сеть Familia, по словам ее представителя, увеличила выручку по итогам первого квартала 2021 года на 30%, до 8,17 млрд руб. Сеть также зафиксировала рост трафика покупателей на 15% за этот же период.

Подробнее в Журнал Уфа