В Институте востоковедения Российской академии наук прошла встреча-лекция об образе Салавата Юлаева

В Институте Востоковедения Российской Академии Наук прошла лекция члена Экспертного совета ФАДН, старшего научного сотрудника Института стратегических исследований РБ кандидата философских наук Азата Бердина.
В начале лекции ученый прокомментировал суть бурной реакции на посягательство на национальные символы, к которым относятся и национальные герои башкирского народа.
— Бурная реакция башкирской общественности на выступление комика — это показатель того, что в республике имеются проблемы в самой национальной сфере. Он реагирует уже на любой раздражитель.

— Причем башкирский народ уже готов действовать стихийно самоорганизуясь. Видно, что явных лидеров нет, а в то же время 400 человек в холодный промозглый дождливый день собрались возложить цветы к памятнику Салавату Юлаеву.

— В данном случае это не выражение национализма, а здорового движения народа, который ощущает давление. Движения в свою защиту как этноса, обладающего системой ценностных ориентиров и нематериального багажа — язык, герои и иные образы.

— Почему выплеснулось через защиту образа Салавата Юлаева? Дело в том, что и раньше делались попытки дискредитации этого образа — в годы, предшевствовавшие номенклатурному перевороту 2010 года в республике. На сломе этого режима нашлось много бенефициаров, которые были готовы рушить все, что было связано с режимом — в надежде на бонусы в дальнейшем.

— В числе желающих «причаститься к победе» были и нечистоплотные люди, разжигавшие межнациональную рознь. Почему-то они считали, что режим был этнократичным (а это было не так), удар «горе революционеров» был направлен против башкирской нации. Они уже осуждены по соответствующим статьям, но они достигли того, что любые нападки в сознании народа легко мобилизуются в образы и консолидируют башкирский народ.

— История «борьбы» с историческим прошлым велась не только в Башкортостане. На уровне России мы видим, как широкомасштабно велась антисталенская кампания. Они не учли главного — на Сталине ничего не остановится. Дальше уже и Ленин, и Зоя Космодемьянская — все эти образы стали порочиться.

— В национальных республиках удалось уберечь часть комплекса образов героев. Делалось это вяло, невнятно и предельно официозно, но именно такая скучная манера подачи позволила сохранить образы советских времен и создать образы современного Башкортостана. Наиболее сильным образом, конечно, был Салават Юлаев.

Лекция организована по приглашению Межрегиональной общественной организации «Ассоциация студентов и аспирантов Башкортостана в Москве и Санкт-Петербурге».