Этногенез башкир верховьев реки Уфы уникален формированием социокультурной и генетической карты

Как формировалась этногенетическая и история одного из участков важнейшего для России Трансуральского пути, соединявшего Повольже с Западной Сибирью — рассмотрели в ходе научно-практической конференции «Башкиры верховьев реки Уфы: историческая рефлексия и социокультурное развитие» в рамках IV Межрегионального фольклорного праздника «Өфө йылға буйы башҡорттары йыйыны».

— Институт стратегических исследований Республики Башкортостан согласно государственному заданию исполняет ведущую роль в консолидации науки, практики и деятельности органов исполнительной власти. Не секрет, что одной из злободневных проблем современной России и Башкортостана в частности, является проблема региональной и общероссийской идентичности. В этом плане проведение таких открытых форумов, площадок общения ученых теоретиков и специалистов-практической сферы — одна из задач, которые стоят перед нашей оргнизацией, — подчеркнул заместитель директора ИСИ РБ доктор педагогических наук Ильгиз Габидуллин.

В ходе конференции было отмечено, что исследование генофонда советскими учеными началось еще в первой половине прошлого века. После полувековой истории исследований из области биологии в область этнографии, антропологии они перешли лишь в последние годы. По мнению ученых, уфимские башкиры – это уникальный с точки зрения формирования генофонда регион. Исследование генофонда показывает, что данный регион всегда был активной этноконтактной зоной, где встречались народы и культуры. Известно, что здесь пролегал трансуральский путь, соединяющий Поволжье с Западной Сибирью.

— Здесь явно прослеживается превалирование генов связанные с влиянием катайского и табынского союзов племен – потомков кочевого индоевропейского населения Западной Сибири это: башкиры Караидельского района (Унлар, Балыкчи), собственно сами Катайцы, а также кушчи. В последнем также присутствуют гены с западных территорий – мигрировавшие сюда Ганинцы, а также прослеживается генофонд древнего финно-угорского населения региона. Генофонд клан Упей уникален для Южного Урала, поскольку их генофонд нас отсылает на Северный Кавказ, возможно к сарматским кочевникам, – отмечает модератор конференции, начальник Центра социокультурного анализа ИСИ РБ, антрополог Юлдаш Юсупов.

Исследования носят комплексный характер: генетическая история отслеживалась лишь для того, чтобы понять потоки миграции, а основные заключения строятся на основании исследований языковой и культурной составляющей. О языковой составляющей как основе самоидентификации жителей верховьев реки Уфы и сложностях в языковой сфере рассказал кандидат филологических наук Искандер Саитбаталов:

— Язык – средство общения, единственный способ сохранить его – общаться на нем. Тут возникает множество трудностей: например, социальный статус языка – с одной стороны он у нас государственный, с другой, множество сторон социальной жизни им не охватывается: это делопроизводство, сфера политики и так далее. У людей очень мало причин изучать родной язык, — отметил ученый, выделяя проблемы в языковой сфере, характерные для всех нерусских языков России.

В то же время, ученый подчеркнул неоспоримость и необходимость выделения северо-западного диалекта башкирского языка:

— На северо-западе люди говорят на башкирском языке, и это научный факт. Я считаю, что существование северо-западного диалекта – не есть предмет дискуссий. Без этого диалекта не складывается общая мозаика башкирского языка. В 30-х годах прошлого века данный диалект был даже частью литературной нормы башкирского языка и мы видим это в школьных учебниках той поры, — подчеркивает Искандер Расулевич.

Особую роль ученые уделяют родословной и подчеркивают ее роль как ключевого инструмента национальной и страновой идентичности.

— Проживающие в верховья р. Уфа башкирские рода Катай, Упей, Кошсо, Ай и другие имеют богатую историю и живую традицию. Сейчас в наших силах [научной и интеллектуальной общественности] сделать актуальной их идентичность, помочь определиться и искоренить имеющуюся двоякость самоидентификации. И это возможно только через осмысление истории и традиции в условиях нового мира. Долгое время считалось, что родовая структура башкир это архаизм, пережиток прошлого, однако время показало, что это ключевой инструмент нашей идентичности, – уверен старший научный сотрудник ИСИ РБ, к.ф.н. Рафиль Асылгужин.

В конференции приняли участие ведущие ученые, историки Института стратегических исследований РБ, Пермского края и Челябинской области, Башкирского государственного университета РБ, начальник управления по делам архивов Республики Башкортостан, заместитель министра культуры РБ, а также руководители творческих коллективов, работники музеев, библиотек, учителя истории, башкирского языка и литературы, краеведы Белокатайского, Мечетлинского, Салаватского районов, Свердловской, Челябинской областей и Пермского края. В рамках конференции были презентованы архивные фонды Национального архива РБ, архива Златоустовского городского округа, государственного архива Челябинской области, государственного архива в г. Красноуфимске и Белокатайского районного архива. Всего в конференции приняло участие 106 человек.

Организаторами выступили Администрация Белокатайского района, Институт стратегических исследований РБ, Национальный архив РБ.