Азат Янгиров: Эксперты РЦК сопровождают изменения на всех стадиях модернизации производства

— Ключевая особенность наших экспертов в том, что мы сопровождаем весь путь оптимизации производства: от разбора слабых точек и до налаживания процессов. И по завершении изменений они два года сопровождают предприятие, наблюдая за ходом внедрения. Сейчас эксперты регионального центра компетенций взаимодействуют с предприятиями третьей волны — на данный момент два десятка предприятий республики заключили договора и включены в график работы центра, — отметил директор ИСИ РБ Азат Янгиров на заседании секции по повышению производительности труда в рамках Российского Промышленного форума в Уфе.

Говоря о роли экспертов регионального центра компетенций в сфере производительности труда в реализации проекта «Производительность труда и поддержка занятости в Республике Башкортостан» Азат Янгиров подробнее остановился на технологии изменений.

— Первое, что делается — это детальный анализ. Подготовительный этап длится три месяца. Дело в том, что у специалистов предприятия «глаз замыливается» и они не видят возможных точек роста. Наши эксперты в ходе совместной работы помогают выявить эти слабые места и найти решения для их ликвидации. Диагноз и выявление методов лечения — это только начало пути. Основной цикл пересмотра производственного цикла занимает около девяти месяцев, но после завершения работ наши эксперты в течение двух лет консультируют предприятие по всем возникающим вопросам, — подчеркивает Азат Вазирович.

Эксперты Регионального центра компетенций не только помогают выстроить на предприятии производственную систему, которая способствует постоянному улучшению, но и вовлекает сотрудников в то, чтобы они в своей постоянной, рутинной работе развивали предприятие. В течение всего срока эксперты РЦК не теряют контакта с производствами.

Программа развертывается на предприятии по следующему алгоритму:

Подготовительный этап, длящийся три месяца. В заключение этого этапа проводится обучение/стажировка сотрудников в целях самостоятельной реализации проекта по созданию участков-образцов по внедрению бережливого производства, обучение руководителей в целях повышения вовлеченности в реализацию проектов по оптимизации потоков и процессов.

Развертывание: определение целей и планирование. В этот период разрабатывается дерево целей, закрепляются зоны ответственности за целевые показатели предприятия, обеспечивается их отражение в показателях руководителей до уровня начальника цеха.

Далее проводится внедрение производственного контроля в потоках с целью повышения уровня прозрачности процессов на производстве, скорости и качества мероприятий по решению проблем, снижения объема отчетности; анализируется текущее состояние потоков, определяется целевое состояние, составляется план мероприятий для достижения целей по развитию ключевых продуктовых потоков предприятия; создаются участки-образцы по внедрению инструментов бережливого производства для тиражирования опыта и создания базы для проведения практического обучения на предприятии.

Следующим шагом является открытие и реализация проектов по оптимизации потоков/процессов для достижения бизнес-целей предприятия и показателей ключевых продуктовых потоков, реализации системных решений по устранению причин проблем в потоках/процессах, повышения удовлетворенности клиентов, в т.ч. внутренних, в потоке создания ценности.

Последовательно внедряется система по работе с предложениями по улучшениям (ППУ), необходимая для повышения вовлеченности сотрудников в непрерывные улучшения, а также создания Базы знаний (типовых решений по повышению производительности труда).

Проводится обучение тренеров предприятия, необходимых для обучения сотрудников предприятия и качественного внедрение Программы на предприятии.

В заключении этапа развертывания внедряются типовые инструменты мотивации и вовлечения сотрудников в целях повышения активности сотрудников, в том числе через подачу и реализацию ППУ и активное участие в проектах по оптимизации потоков/процессов.

Вторая часть этапа развертывания – это внедрение и тираж решений. Он начинается с внедрения инфоцентров предприятия для повышения скорости и качества принятия управленческих решений; повышения кросс-функциональной коммуникации и снижения объема отчетности; снижения повторяемости возникновения проблем. Проводится реализация мероприятий по достижению целевого состояния. В заключение этапа по внедрению и тиражированию результатов реализуются системы мотивации и плана коммуникаций.

По завершении основного цикла преобразований начинается этап стабилизации и постоянного совершенствования, длящийся более двух лет в зависимости от масштабов предприятия.

По итогам проводится развивающая партнерская проверка качества развертывания Программы. Этот этап необходим для подведения итогов развертывания и выявления лучших практик и определения дальнейших шагов развития. В результате определяется статус предприятия и разрабатываются рекомендации для дальнейшего развития Программы на предприятии.