Внеклассный бюджет

Как школьникам поучаствовать в планировании благоустройства территорий?

Решить эту задачу поможет школьное инициативное бюджетирование, считают ученые Института стратегических исследований республики. С этой целью в регионе разрабатывается соответствующая программа для учащихся 7 — 11 классов общеобразовательных школ.

В Башкирии население активно участвует в развитии территорий. Пятилетний юбилей отметила программа поддержки местных инициатив, а в аграрной сфере второй год используют механизмы партисипаторного бюджетирования. Предполагается, что к 2030 году в республике будет действовать десяток различных программ, ориентированных на мнение населения, и на это будет выделена существенная доля регионального бюджета.

Не останется в стороне и подрастающее поколение. Именно для них создается программа школьного инициативного бюджетирования. Пока реализуется ее первый этап — исследовательский. С деловой игрой «Инициативное бюджетирование для школьников: что, как, для кого, зачем?» к ребятам, отдыхающим в оздоровительном центре «Энергетик», приехали ученые Института стратегических исследований республики. Цель — выяснить, насколько дети готовы к решению вопросов своего уровня, и каким они видят механизм определения проблемных точек.

— Сейчас очень активно развиваются проекты, где школьники принимают решения, касающиеся их самих, — например, на Сахалине. Молодежный бюджет Сахалинской области сверстан с учетом мнения учащихся, — обратилась к ребятам научный сотрудник ИСИ РБ Нел-ли Розе. — Среди проектов, которые они предлагают, обустройство всех остановок wi-fi, или установка в коридорах школы экранов с сенсорным управлением.

Значительная часть проектов касается интересов социально незащищенных слоев — инвалидов, безработных или пожилых.

Она предложила школьникам разделиться на десять команд, каждая из которых должна была примерить на себя роль определенной общественной группы — от бизнесменов и служащих до ученых, рабочих или пенсионеров.

Задача — их глазами увидеть проблему и предложить возможные пути ее решения, которые уложатся в бюджет, равный двум миллионам рублей. Затем ребята показывали презентацию и пытались доказать, что данный проект достоин финансирования.

Три часа, отведенные на игру, пролетели быстро. И хотя за столами порой вспыхивали нешуточные споры, молодежи все-таки удавалось договориться.

К примеру, ребята из команды «Поколение Зет» выступили с программой «Zеленый город!», которая решает проблему вырубки деревьев и сохранения лесов. По подсчетам школьников, их класс за десять лет обучения расходует примерно десять деревьев. И это только те, что идут на учебники, тетради, черновики. Чтобы восполнить урон, необходимо, чтобы каждый класс после окончания школы высаживал по десять деревьев. Только в Уфе таким образом ежегодно будет появляться более восьми тысяч саженцев. Ребята предусмотрели участие в проекте медийных личностей — популярных в молодежной среде лидеров общественного мнения.

— Нужно уметь грамотно пользоваться деньгами и использовать их там, где это принесет большую пользу. И проекты для бизнеса должны быть отделены от проектов для общества. Бюджет последних нужно использовать для решения проблем, касающихся всех жителей, — говорит участница команды Элиза Сабитова.

По мнению Эмиля Кашфуллина, автора проекта «Жилье бездомным и занятость», каждый способен решать вопросы государственного и местного уровня.

— Просто кто-то не думает о таких проблемах вообще, а для кого-то они важны, — считает он.

— Учащиеся с седьмого по десятый класс в ходе игры разработали этапы проекта инициативного бюджетирования. Ребята сами решали, какие проблемы поможет устранить данная программа в школе и на школьной территории. И они же определяли эффективность расходования бюджетных средств — насколько результат соответствует их предложениям, — комментируют итоги игры ученые института.

По результатам цикла мероприятий этот пилотный проект будет доработан. В 2019/2020 учебном году он пройдет обкатку в двух школах городов Салавата и Октябрьского и в двух сельских школах Туймазинского и Стерлитамакского районов.

Справка
В регионе реализуется приоритетная программа «Развитие инициативного бюджетирования в Республике Башкортостан». Программой предусматривается развитие нескольких направлений, в том числе проект школьного бюджетирования, основанный на инициативах учащихся.
Институт стратегических исследований РБ является координатором приоритетной региональной программы.
Для отработки механизма вовлечения учащихся в процессы «школьного инициативного бюджетирования» научными сотрудниками института запланировано проведение проектных сессий, в ходе которых пройдут деловые игры со школьниками.

Газета Республика Башкортостан от 16 августа 2019 года