Расходы связанные с пандемией требуют корректировки стратегических планов, но не их кардинального изменения

Амбициозные стратегические планы Башкортостана — войти в топ российских регионов — невозможны без привлечения инвестиций. К 2024 году этот показатель должен достичь 500 миллиардов рублей. Насколько это сложно сделать в текущих экономических условиях и с учетом пандемии коронавируса обсудили в программе «Интервью» на Башкирском спутниковом телевидении с директором Института стратегических исследований РБ доктором экономических наук Александром Дегтяревым.
Екатерина Тимиряева: Александр Николаевич, предлагаю начать с обсуждения нацпроектов. Как вы считаете: насколько пандемия коронавируса повлияла на реализацию? Есть мнения, что надо корректировать как данные, так и ход реализации. Как оцениваете их реализацию здесь — в Башкортостане?
Александр Дегтярев: Естественно, корректировать национальные проекты на федеральном и региональном уровне придется. Потому что свыше трех триллионов рублей российского бюджета было направлено на преодоление последствий коронавируса. В том числе — на поддержку населения: материнства и детства, семей с низким уровнем дохода, поддержки системы здравоохранения, врачей. Создание необходимой новой инфраструктуры здравоохранения — об этом вы прекрасно знаете и по тому, что делается в Республике Башкортостан.
Поэтому естественно корректировка неизбежна. По оценкам министерства финансов России эта сумма составляет примерно двести миллиардов рублей. Конечно это коснется и Башкортостана.
Стратегия развития нашей республики  выстраивается вне зависимости от того придут федеральные деньги или не придут. Конечно, хорошо, когда они приходят. А они пришли. В том числе и в рамках противодействия распространению коронавируса — мы получили федеральные инвестиции на развитие медицинской инфраструктуры, получили средства для поддержки семьи, материнства и детства.
Вместе с тем, стратегия нашего правительства основывается на включении всех институтов развития в самой Республике Башкортостан. Поэтому не случайно разработан мегапроект Особой экономической зоны «Алга», который интегрирует научно-технический потенциал наших университетов, научно-исследовательских центров, промышленных предприятий ведущих отраслей экономики в рамках мощного Южнобашкортостанского промышленного узла.
Е.Т.: Предполагается, что результаты этого проекта мы начнем видеть примерно через пять лет. Как вы можете описать: что мы ожидаем увидеть?
А.Д.: Сам факт его создания и привлечения инвесторов уже является свидетельством того, что мы находимся на верном пути. Считаю, что привлечение инвесторов не только из республики, но и за ее пределами является показательным. Не буду перечислять проекты, которые там задействованы, но именно они являются «движителями» процессов, которые сработают в будущем. Здесь будет формироваться та финансовая и инновационная база для развития других отраслей.
Нам необходимо поддерживать социальную сферу. Когда мы говорим о возможном сокращении финансирования национальных проектов на федеральном уровне мы должны понимать, что сокращения инвестиций в социальную сферу не будет — это не предусматривается. Здравоохранение будет поддерживаться, образование будет поддерживаться — без него невозможно развивать экономику. В равной мере это касается и других сфер социальной инфраструктуры страны.
Это можно наблюдать и на примере нашей республики. В условиях пандемии коронавируса и снижения доходной части бюджета республики, инвестиции в развитие здравоохранения выросли вдвое, а по статье «скорая медицинская помощь» — в десять раз. Это и строительство нескольких площадок для медицинской авиации, поступление новой техники и технологий в систему скорой медицинской помощи. И, конечно, строительство медицинской инфраструктуры — новый инфекционного госпиталя.
Е.Т.: К чему нам надо быть готовыми? Какие изменения в долгосрочных планах можно ожидать?
А.Д.: Коронавирус выявил как плюсы, так и минусы нашей организационной структуре экономики и ряде иных сфер деятельности. Например, стало понятно, что наша научно-техническая мысль на сегодняшний день не отвечает требованиям быстрого, эффективного развития и включения в решение новых вызовов. Поэтому нам приходится опираться на технологии, которые формируются вне пределолв нашей страны. Единственный пример, который мы сегодня имеем — это работа над медицинскими препаратами против коронавируса. Это единственный пример в России.
Поэтому сейчас в республике идет серьезная работа по реформированию системы научно-технического развития. В эту работу включается и Академия наук РБ, наши университеты. Проект, напрямую относящийся к национальным проектам — это создание научно-образовательного центра Республики Башкортостан. Этот вопрос активно обсуждается в научной и образовательной среде республики.
Мы, как Институт стратегических исследований РБ, выдвинули ряд предложений, касающийся системы поддержки и развития талантов. Потому что надо создать среду, где будут они расти. Вы верно говорите, что особая экономическая зона «Алга» даст результаты через пять лет. А кто будет работать через пять лет? Тогда будут работать те молодые люди, которые сегодня еще учатся. Мы должны создать ту питательную среду, в которой будут расти таланты. Мы должны говорить о стратегии развития талантов Башкортостана — университет талантов.
Е.Т.: Какие основные проблемы должна решить республика в стратегической перспективе?
А.Д.: Среди комплекса стретегических задач бы выделил две основные проблемы, требующие решения. Для того, чтобы обеспечить реализацию всех этих масштабных задач, нужно чтобы у нас было достаточно много высокопрофессиональных и мотивированных на успех молодых людей. С этим связаны проблемы рождаемости и миграции — это одни из самых главных проблем в социальной сфере. Система образования, которая сегодня нуждается в реформировании и встраивании в тренды мирового развития.
Е.Т.: Основы развития также заложены в Указе Главы Башкортостана №310. Как считаете — нужно ли их корректировать?
А.Д.: Сама жизнь их корректирует в сторону мобилизации ресурсов для того, чтобы достичь поставленных результатов. Поэтому не следует думать, что если наша экономика в условиях коронавирусной инфекции испытывает сложности в сфере малого и среднего бизнеса, то мы сдадим позиции — ни в коем случае. Четко обозначенные цели позволяют мобилизовать имеющиеся ресурсы. Засучить рукава и больше работать. Я считаю, что все индикаторы, обозначенные в указе — реалистичны и мы можем их достичь.
Е.Т.: Кстати, о производительности труда. Башкортостан имеет хорошие показатели по производительности труда. В чем причина успешности этой программы в нашей республике?
А.Д.: Это национальный проект по повышению производительности труда и содействию занятости населения. Региональный центр повышения компетенций — уполномоченный орган этой программы — является структурным подразделением Института стратегических исследований. Успешность обусловлена сочетанием многих факторов. В большой степени это зависит от организационно-методической поддержки и контроля со стороны Министерства экономического развития Башкортостана. И с другой стороны — сами предприятия понимают, что в новых условиях глобальной экономики им приходится конкурировать не с соседом, который также развит (или «не развит»), а с мировыми компаниями, где действуют новые формы организации труда.
Сейчас в программе участвуют почти восемь десятков предприятий республики. И мы, как институт отмечаем .что подъем экономики может осуществляться только за счет новых технологий. Здесь стоит понимать, что это не только роботизация, а в целом система организации производственного цикла. Также надо подчеркнуть, что как бы мы ни расставляли станки или обучали персонал — если не будем использовать новый технологии, то ничего не добъемся. Поэтому поддержка инновационной инфраструктуры является ключевым фактором повышения производительности труда. Комплекс задач этой сферы решается и 310-м указом Главы Башкортостана, и рядом решений правительства региона.
Е.Т.: Подробнее хотелось бы поговорить о ежегодном Демографическом докладе, который вы сейчас формируете и будете представлять в октябре. Какие основные параметры в этом документе?
А.Д.: Демокрафический доклад — это стандартный документ, подгатавливаемый нашими учеными для органов государственной власти региона. Практика составления таких докладов начинается с 2010 года — тогда он начинался как сборник докладов и выпускался раз в два года.
В этом году демографический доклад будет иметь совершенно новую структуру и новый облик. Обсуловлено это новыми реалиями — в частности, целями и задачами, которые ставит тот же стратегический «сентябрьский указ» главы региона.
Ясно, что для воплощения стратегических планов надо понимать «карту местности» — отчетливо понимать где мы находимся и куда ведут страновые и глобальные тренды (а их надо обязательно учитывать). Рождаемость, здоровье жителей республики и репродуктивные планы молодых семей, образовательная, трудовая, вахтовая и маятниковая миграция — это основные столпы нынешнего Демдоклада.
Впервые вопросы миграции увязываются с качеством этой миграционной среды. Никогда у нас это не исследовалось и не использовалось в разработке стратегических программ. Скажем, приезжают к нам работать граждане из стран ближнего зарубежья на временные заработки. Но приезжают люди с низкой квалификацией и работать в той сфере, где работают программы повышения производительности труда они не могут. Возможно, нужно как-то фильтровать этот миграционный поток, чтобы это были качественные работники, способные работать в развивающихся и растущих отраслях. В то же время наши жители должны быть заняты в высокопроизводительных отраслях экономики.
Второй вопрос, комплексно рассматриваемый нашими учеными — это рождаемость, материнство и детство. Понятно, что в условиях переживаемого второго демографического перехода государство больше заинтересовано в повышении рождаемости, сохранности здоровой семьи и традиционных ценностей.
Е.Т.: Что может повлиять на эти показатели? Что может сделать государство и общество?
А.Д.: Исследования показывают, что на рождаемость влияют ряд факторов: от ценностных ориентиров (в первую очередь) и создания благоприятной для детей и родителей среды (детсады, школы, спортплощадки и парки) до качества образования в школе и вузе и материальной поддержки (маткапитал, льготы семьям с детьми и многодетным, декретные дополнительные выплаты матерям). В этом ключе действенным рычагом влияния может стать система поддержки талантов, система вузовской и поствузовской подготовки молодежи.
В 1990-е годы, когда государственность рушилась, и государство практически ушло из всех сфер общественной жизни, рождаемость сошла на нет. Нынешний подъем рождаемости — а с учетом демографических вол это именно так — результат повышенной заботы государства о семье, материнстве и детстве.
Есть и особенности, оставшиеся от прежних времен. И это треблует законодательных изменений. Сейчас в декрет имеют право уходить и мать, и отец. Но в среднем по стране и по республике у мужчин, как правило, заработок выше, чем у женщин. Например, муж — вахтовик в Тюменской области, а супруга — домохозяйка. В этом случае мать получает минимальную ставку, определенную ФОМС. И в Демдокладе наш законодатель (федеральный и республиканский) может увидеть возможности для улучшения положения в этой сфере. Уверен, что здоровые начинания нашего республиканского депутата будут поддержаны и другими регионами. Это может стать пилотным законопроектом для всей России.
Е.Т.: Эту тему мы обязательно поднимем в ходе нашего октябрьского интервью с вами, Александр Николаевич. Спасибо большое, что пришли к нам на передачу и надеюсь, что еще встретимся в преддверии публикации Демографического доклада.