В УФЕ НАЧАЛ РАБОТУ V МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ HR-ФОРУМ «УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ КАПИТАЛОМ: ВЫЗОВЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ 2030»

Сегодня в Уфе начал работу Межрегиональный HR-Форум «Управление человеческим капиталом: вызовы региональной стратегии 2030». Одна из задач, которые стоят перед республикой — увидеть себя в 2030 году. И в первую очередь — в сфере образования. Поэтому почти половина целей Стратегии-2030 решает вопросы образования.

По данным Центра изучения человеческого потенциала в 2030 году ожидается волна 16-17-летних. С нынешних 87 тысяч их количество вырастет до 114-116 тысяч человек — данные Центра изучения человеческого потенциала ИСИ РБ. Куда они пойдут учиться? Будет ли усиливаться образовательная миграция? Какими видят себя высшие учебные заведения Башкортостана в 2030 году?

Помимо решения сиюминутных задач нынешний HR-форум ставит ребром вопрос перед вузами «Кого мы будем готовить в 2030 году? Кто будет востребован экономикой республики через 13-15-20 лет?» И это теснейшим образом связано с реформированием системы образования.

По мнению доктора экономических наук, профессора, директора Института стратегических исследований РБ Дмитрия Котова, единственный достижимый показатель при нынешнем ходе событий — это уровень индекса человеческого развития (84% от стратегически планируемого уровня). Если игнорировать реформу образования, то провальными станут такие направления, как «Рост производстельности труда до 2,1 млн.руб./чел/год» (будет достигнуто только 17%), «Доля высокопроизводительных рабочих мест» (вместо планируемых 45% сохранится нынешний уровень в 25%).

Пока только один вуз республики видит себя в 2030 году — Уфимский государственный нефтяной технический университет.

– С учетом изменений, происходящих в экономике, из нынешних шестнадцати основных направлений обучающих программ и научно-исследовательских работ УГНТУ, в 2030 году в том же виде продолжат существовать три-четыре направления. Определенно востребованными, из ныне действующих, будут: архитектура, биотехнологии и туризм. Чтобы, как и сейчас, 62% выпускников УГНТУ оставалось в Башкортостане (а сохранение кадров в регионе — одна из задач, которую решает Стратегия-2030), университет планирует изменения направлений подготовки. Девять программ обучения будут совершенно новыми, а одна подвергнется частичным изменениям, – отмечает Дмитрий Валерьевич.

Подобные изменения предстоит пережить и остальным высшим учебным заведениям. Если учреждение образования — в первую очередь высшего и среднего профессионального — не будет меняться, то оно превратится в неконкурентного выпускника работников вспомогательных низкооплачиваемых профессий — в этом уверен спикер форума.