Обществовед Азат Бердин: «Межкультурные образовательные проекты для молодежи — залог межэтнического диалога!»

С 18 по 20 августа в Иглинском районе прошел межнациональный молодежный образовательный этнофорум «Наследие Урала». Блок, посвященный истории народов Башкортостана, раскрыл эксперт Федерального агентства по делам национальностей РФ заведующий сектором социальной культурологии и обществоведения Центра социокультурного анализа Института стратегических исследований РБ Азат Тагирович Бердин.

В беседе с молодежью он развенчал ряд мифов, возникших вокруг наиболее смыслообразующих сюжетов истории нашего региона: происхождения башкир и их добровольного присоединения к России, башкирских восстаний и вотчинного права на землю – от зарождения нации вплоть до периода советского строительства.

– Просвещение – а это неотъемлемая часть, в том числе, нашей национальной традиции – подразумевает регулярное очищение своего исторического самосознания от мифов и стереотипов, о прошлом как России в целом, так и народов Башкортостана, – отметил ученый. – Особенно это актуально в процессе формирования российской гражданской идентичности, гармонично, на принципе единства в многообразии включающей в себя национальную идентичность башкир, русских, татар и других народов нашей республики и всей нашей страны. В данном федеральном проекте сейчас работает и группа ученых нашего Центра.

По мнению ученого, одна из основ башкирской истории до Новейшего времени – это родоплеменная (клановая) система и вотчинное право на землю. В этом едины многие историки, в том числе коллеги Булат Азнабаев и Юлдаш Юсупов, на труды которых ссылался Азат Тагирович.

– Своеобразие башкирского общества в отсутствии классической европейской вертикали государственной власти. Политическая субъектность башкирского народа, столь ярко выраженная в истории, формировалась нев формате классического государства, а в виде «башкирской политии» в терминологии Булата Азнабаева, где главными были связи не по вертикали, а по горизонтали, – выделил особенность башкирского политического менталитета ученый.

Каждый клан был коллективным собственником своей вотчины и формально каждый род был равен другим родам по правам и статусу – вне зависимости от занимаемой территории или количества воинов. Причем каждый член клана был лично свободным человеком, обладавшим правом голоса в решении общины. Добровольное присоединение башкир именно поэтому было ярким появлением политической субъектности, свободной, в данном случае — доброй, воли.

Подобное устройство общества позволяло и каждому члену клана, и народу в целом осознавать свою традиционную идентичность в полной мере и отстаивать мечом и дипломатией свои коллективные права и свободы. Этот навык и проявился в период башкирских восстаний и обусловил уникальное положение башкир как «служилого народа» и Башкирского Войска в системе Российской государственности. Интеллектуальный подвиг башкирской интеллигенции времен революций сто лет назад заключался в том, что они сумели предложить башкирскому традиционному обществу новое прочтение своей традиции, которое народ принял и вновь нашел свое место в истории, в общественном развитии, войне и мире. Вместо вотчинного права его основой стала национально-территориальная автономия в составе новой России.

Азат Тагирович также сообщил, что желающие могут развить свои знания в этой сфере — с 1 сентября начинает работу Базовая кафедра этноконфессиональных исследований, образованная Институтом истории и государственного управления БашГУ на базе Института стратегических исследований РБ. Учеными кафедры будут проводиться публичные семинары и лекции с привлечением ученых и специалистов ФАДН.

В завершение общения, ученый отметил высокий уровень гражданской активности присутствующей молодежи и провел параллели с историческим прошлым нашей страны, когда именно молодая передовая интеллигенция становилась движущей силой истории. И в этой связи выделил организующую роль регионального отделения Молодой гвардии Единой России, которая в 2017 году уделила особое внимание образовательным проектам на территории республики.

– Для нашего многонационального Башкортостана очень актуально иметь площадки для культурного диалога молодежи. Этой необходимостью обусловлено и направление форума — образовательное. Разные национальности, разные культуры, разные языковые группы — все должны иметь возможность узнать друг-друга ближе как на образовательных площадках так и вне залов, — уверена руководитель БРО ВОО «Молодая Гвардия Единой России» Люция Юлуева.

На форуме участвовало более 250 ребят разных национальностей из разных районов республики и соседних регионов, которые собрались, чтобы получить новые знания и обрести практические навыки в генерации новых идей и проектов в сфере межнациональных отношений.

– Целью данного мероприятия являлось гармонизация межнациональных отношений и диалога, развитие инициатив молодежи, содействие самореализации молодежи, взаимодействие межнациональных культур, повышения уровня знания по истории культуры, быта народов проживающих в РБ – как основной фактор развития патриотизма своей малой родине и России в общем, — отмечает Айгуль Хафизова, председатель Ассоциации молодёжных землячеств РБ.

– Форум проводится уже третий раз и в этом году он приобрел формат межнационального. По всем направлениям обучения были приглашены лучшие эксперты и спикеры. Особое внимание уделили социальному проектированию, где участники сформировали более 10 абсолютно новых и отличных проектов в сфере межнациональных отношений, которые будем реализовывать вместе с обученными и мотивированными участниками форума «Наследие Урала», — говорит директор форума Даян Султангужин.

Этнофорум «Наследие Урала» стал креативным коммуникативным пространством, объединяющим молодёжные практики в области межнационального и межкультурного сотрудничества на территории нашей республики.