Big Challenge, демографические сложности и сильные соседи — Стратегии территориального развития республики предстоят сильные испытания

Одним из направлений Стратегии социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2030 года, разрабатываемой Институтом стратегических исследований РБ является территориальное развитие. О факторах, влияющих на социально-экономическое развитие республики и о том, как сбалансированное развитие территорий способно уберечь и развить экономику региона на форуме «Аҫылташ» рассказал эксперт Стратегии-2030, директор Института экономики, финансов и бизнеса БашГУ Азат Янгиров. Представляем вниманию основные тезисы его выступления.
Позитивные факторы, влияющие на СЭР РБ. 
  • Географическое положение. По территории РБ проходят две федеральные трассы М-5 и М-7, с севера на юг проходит трасса республиканского уровня Уфа-Оренбург.
  • Сеть железных дорог Куйб.ЖД – 80 ж/д станций
  • Богатый природно-ресурсный потенциал. 51% территории занимают сельскохозяйственные угодья, 40% покрыто лесами.
  • Подземные ресурсы. Более 3000 месторождений. В первую очередь – нефть и руды.
  • Туристско-ресурсный потенциал. В том числе место нынешнего проведения форума «Аҫылташ».
  • По ВРП РБ входит в десятку сильнейших по России.
  • Развитая промышленность: Химия-нефтехимия, машиностроение, горно-рудная промышленность.
  • По сельскому хозяйству. 7-е место в РФ по объему с/х производства.
  • Научный потенциал. РБ – редкий регион, сохранивший академические кадры в составе Академии наук РБ (в его составе действует и разрабатывающий Стратегию-2030 Институт стратегических исследований РБ – примечание Газиз Юсупов) и УНЦ РАН.
  • Инновационный бизнес. По рейтингу РАНХ РБ имеет неплохие позиции.
Вызовы. Big Challenge 
Внутренние вызовы: 
• Ослабление человеческого потенциала.
Среднедушевой доход – 28 тыс. руб/мес (26-е место по РФ).
По ожидаемой продолжительности жизни – 55-е место в РФ.
Отток населения – 4-е место в ПФО, уезжает ежегодно по несколько тысяч населения (хуже нас дела в Кировской области, Оренбургской области, Удмуртской Республики).
Большая часть населения уезжает в возрасте 18-29 лет. Самый активный возраст.
Молодежь уезжает с детьми.
Приезжает население 45-60 лет. Это увеличивает демографическую нагрузку на работающее население.
Высокий удельный вес сельского населения. 38% населения РБ – это сельчане. А это значит, что у них низкий уровень заработной платы, отсутствуют крупные центры социального обслуживания, отстающий от городского уровень услуг образования. В т.ч. это обусловлено и тем, что вклад села в экономику низок: проживает 38% населения, а вклад в экономику РБ – на уровне 10% — то есть несопоставимые цифры.
  • «Наследие плановой экономки». В период плановой экономики ставка делалась только на крупные предприятия – сформирован мощный комплекс из крупных предприятий. В РБ в 2016 на тысячу населения действовало 31 СМП (среднероссийское – 39 в РФ). А это двигатель экономики: инновации, рабочие места, налоги, которые идут в местный бюджет – поэтому он очень актуален для сельской местности
  • Инвестиции. Существует огромный разрыв между темпами развития экономики и инвестициями. Здания, машины, станки, интеллектуальная собственность – все вложения, что относится к бизнесу называют инвестициями. Если брать в среднем на душу населения объем инвестиций, то уровень республики – примерно 75% от среднероссийских.
  • Это приводит к слабой обесепеченности основными фондами – здания, станки, машины, оборудование. Их стоимость на душу населения у нас почти в половину меньше, чем по России. Нам не хватает производственной базы для того, чтобы двигаться вперед.
  • Из этого следует высокий износ основных фондов. Он выше среднероссийского почти на 12%.
  • Низкая производительность в сельском хозяйстве.
  • Низкая обеспеченность основными фондами в с/х.
  • В с/х нет производственно-сбытовой инфраструктуры: сельхозпродукция производится, но не продается по цене, выгодной производителю. Отсутствие торгово-закупочной системы тормозит развитие сельского хозяйства.
Внешние вызовы:
  • Снижение спроса на углеводороды – в первую очередь, на нефть.
  • Нет спроса – снижается экспорт из РБ.
  • Сильное окружение. Соседи перетягивают ресурсы – человеческие, финансовые материальные.
Ориентир:
— к 2030 году стать конкурентоспособным регионом с устойчивой экономикой, развитой социальной инфраструктурой, входящим в десятку регионов России по всем показателям социально-экономического развития. Это сложно, но реально достижимо. Сложность: есть «принцип базы»: с 26 на 25 место подняться проще, чем с 11-го на 10-е. А чтобы подняться с 3 места на 2-е может оказаться уже невозможным.
Приоритеты: 
  • Развитие человеческого капитала. Есть проблемы – и по этим направлениям надо вести работу. Это ожидаемая продолжительность жизни, доходы населения, обеспеченность услугами. Человеческий капитал – это главный капитал республики.
  • Инновационно-технологическое развитие. Переход к новому технологическому укладу. Уклад, условно говоря, это степень апгрейда экономики. Сейчас мир переходит к шестому технологическому укладу – производство знаний, программные продукты, технологические новшества. Проблема республики в том, что мы сейчас находимся в третьем и частично в четвертом технологическом укладе. Россия в целом уже почти перешла к четвертому технологическому укладу. Нужно повышать технологический уровень экономики, чтобы перейти хотя бы в четвертый уклад.
  • Пространственное развитие территорий. Это – основная тема сегодняшнего выступления. Все районы и города республики развиваются очень неравномерно. Такой дисбаланс не должен быть – города и районы не должны сильно отличаться друг от друга.
  • Развитие малого бизнеса. Без него экономика республики двигаться вперед не будет.
  • Рациональное использование природных ресурсов, в т.ч. – туристского потенциала. Перестать безудержно добывать невозобновляемые полезные ископаемые, а найти формы, которые позволят получить наибольшую отдачу и сохранить их для будущих поколений. Это очень тяжелые задачи.
  • С этим ставится задача развития туризма, использования богатого туристско-рекреационного потенциала. Туристический продукт очень сложен. Надо сильно вложиться, чтобы он «пошел». Пока Башкортостан не может похвастаться серьезным туристическим продуктом.
  • Обобщающий приоритет – совершенствование государственного управления. Ставится задача построить в республике «смарт-государство». Суть «смарт-государства» в том, чтобы никто из нас с вами не чувствовал чиновника. Они должны быть неосязаемы, неощущаемы, даже не должны с ними встречаться. В интернете набираем любую нужную нам услугу, получаем ее и занимаемся своими делами. Если мы начинаем ходить по кабинетам и собирать подписи и этот процесс превращается в многомесячный марафон, то никакой бизнес не выдержит такой нагрузки. Все должно быть молниеносно, быстро, электронно. Поэтому ставится задача развития электронного правительства, электронных госуслуг. Это особо актуально для бизнеса.