НАРОДЫ БАШКОРТОСТАНА В ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ XX — НАЧАЛЕ XXI ВЕКА: ОПЫТ ИСТОРИКО-ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

В 2017 году увидела свет монография старшего научного сотрудника Центра изучения человеческого потенциала ИСИ АН РБ Наили Шамсутдиновой, посвященная историко-сравнительному исследованию основных тенденций демографических процессов в Башкортостане в последней трети XX — начале XXI века.

Автор на основе архивных, законодательно- нормативных, статистических источников, данных социологических исследований рассматривает процесс формирования региональной демографической политики, показывает особенности естественного движения восточнославянских, тюркских, финно-угорских народов, представляющих большинство населения республики.

Из монографии:

«Население Республики Башкортостан отличается полиэтничностью и отсутствием преобладающего «этнического большинства». По итогам переписи 2010 г. численность русских составила 1,43 млн человек (35,2%), башкир — 1,17 млн человек (28,8%), татар — 1,01 млн человек (24,8%). Эти три народа составляют большинство населения республики. Они увеличили свою совокупную долю в населении Башкортостана с 1926 по 2010 г. с 80,8 до 88,8% (с 2,15 млн до 3,61 млн человек).»

«Миграционный прирост оказывал заметное влияние на изменение численности населения Башкортостана. В советский период Башкирская АССР была регионом, отдающим население. Например. за межпереписной период с 1970 по 1979 гг. общая численность населения выросла всего на 26,0 тыс. человек (0,7 %), с 1979 по 1989 гг. — на 98,8 тыс. человек (2,6 %), хотя всё время в республике наблюдался положительный естественный прирост.»

«В последней трети XX в. у всех народов, населяющих республику, в разной степени наблюдались признаки формирования современного типа воспроизводства. У восточнославянских народов снижение рождаемости началось раньше и шло постепенными темпами и достигло более низких показателей задолго до социально- экономического кризиса 1990-х гг. Уже в 1970-е гг. численность новых поколений в их среде была меньше уходящих, т.е. установился суженный режим воспроизводства. Можно говорить о том. что демографическая политика 1980-х гг. оказала на них меньшее влияние, поскольку у них уже распространились установки на малодетность. У тюркских и финно-угорских народов процессы снижения рождаемости происходили в более короткий исторический период и особенно ускорились в 1970-е гг. Однако малодетность и нуклеарные семьи у них были ещё менее распространены, чем у восточных славян. Численность умерших среди тюркских народов увеличивалась. но и доля новорожденных росла, за счёт этого в данной группе наблюдается более значительный естественный прирост. В конце 1970-х гг. переход к суженному режиму воспроизводства наметился только у городских жителей этих национальностей.»

«Судя по относительным показателям, на динамику смертности в республике также влияли этносоциальные особенности. Согласно исследованиям российских ученых, сочетание успехов эпидемиологического перехода и более позднее начало трансформации сельского уклада объясняют более низкий уровень смертности у менее урбанизированных народов в 1970-1980-х гг. С ускорением урбанизации «сельских» народов и завершением данного процесса у народов, включенных в него ранее, соотношение меняется. В настоящее время это проявляется в низкой ожидаемой продолжительности жизни и более высоких показателях смертности в сельской местности. У большинства финно-угорских и тюркских народов в республике высока доля сельского населения и недавних сельских мигрантов в городе, следовательно, данные группы продолжают испытывать воздействие трансформации сельского уклада и последствий урбанизации.»

Книга адресована историкам, этнологам, социологам, демографам, работникам государственной службы и всем, кто интересуется этнодемографическими процессами.