Школу будущего формировали на трехдневном форсайте в Анапе

Школа без ЕГЭ и ВПР, а результат оценивают по новым методикам — эти и многие другие элементы «Образа будущей школы» вывели в ходе форсайт-сессий сами школьники.

В Центре профессий «Парк Будущего» для участников профильной смены «Инженеры будущего: 3D технологии в образовании» в рамках смены «Город Мастеров» была организована форсайт-школа «Будущее – это мы». В течение трех дней участники «проектировали будущее» по руководством команды специалистов из Москвы и Уфы.

— Задача, которая стоит перед школой — это сформировать образ образовательного пространства будущего. Сами дети на протяжении трех дней формируют будущую школу, будущее образовательное пространство. В частности, 3D-технологии, которые многие «старшие» считают завтрашним днем, для школьников являются ощутимой реальностью и настоящим. И объективно не только высокотехнологичные индустрии внедряют эти технологии, а в будущем школу невозможно будет без этого представить, — говорит президент Ассоциации внедрения инноваций в сфере 3D-образования Роман Бондаренкко.

Свою задачу организаторы видят в воспитании пула детей, которые выросли бы с азами новых технологий и общались со своими сверстниками из других регионов.

— Мы детей вырываем из их повседневного пространства с широким объемом посторонних «вводных» и помещаем в среду, где они общаются с такими же как они детьми на темы будущего школы, образования и самообразования. Они не были знакомы до этой школы и познакомились только здесь — это еще один момент, который позволяет сконцентрироваться на задаче проекта. В итоге в свою родную школу они вернутся уже другими детьми, — уверен Роман Бондаренко.

Организатор детской форсайт-школы Наталья Бадоля — руководитель Молодёжного технопарка УГНТУ — подчеркивает важность работы с детской аудиторией. Технология рапид-форсайт находится в открытом доступе, у нее есть авторская группа и это устоявшийся бренд — поэтому ее использование оправдано с точки зрения результативности практик.

— Будучи практикующими форсайт-модераторами мы смогли адаптировать эти технологии для органичного восприятия детской и подростковой аудиторией. Форсайт — это история про «soft skills». Мы учим ребят осознанно и поступательно идти к намеченной цели, — говорит Наталья Бадоля. — «Образ будущего» — это не нечто абстрактное, а вполне определенное будущее — идея, цель, проект, мечта — куда можно направить свои усилия. Мы же объясняем как пошагово — направляясь из будущего в настоящее — выстроить свою траекторию развития.

Одним из направлений форсайта стало видение школы будущего. Учитывая, что дети на форуме изначально нацелены на будущее и работу с ним — то это направление более чем продуктивно. Школьникам важно было уловить ощущение нынешних трендов — коллективного представления «здесь и сейчас» а затем выстроить цепочку для достижения этой цели.

— Через тренды, которые группа совместно принимает — это взгляд в то, возможно недалекое, будущее школы. Ребята определяют — куда идет нынешняя школа и что нужно сделать им (а не кому-то другому), чтобы школа стала школой, в которой им хотелось бы учиться, — говорит форсайт-модератор, руководитель Центра изучения человеческого потенциала канд. техн. наук РБ Денис Попов.

Он упомянул и о новых методиках, использованных в работе со школьниками.

— Это не классическое обучение, а обучение через действие. Есть определенная методика и мы по шагам следуем этой технике: дети определяют и угрозы, и возможности, которые возникают в будущем или наличествуют сейчас. Следующий шаг — определение форматов и технологий, которые необходимо использовать сейчас, чтобы изменить будущее в желательном направлении, — сказал он, раскрывая технологию форсайта.

Ученый отметил и преимущества данной школы.

— В отличие от стационарного обучения в школах за партой, такого рода межрегиональные центры — в том числе и #ПаркБудущего — представляют собой совершенно иной подход, когда дети из разных регионов общаются в активной проектной деятельности. Они кооперируются и создают новые для них решения — это, чего не хватает нашей классической системе образования, — подчеркнул он.