В Институте стратегических инициатив прошла первая стратсессия по Концепции семейной политики РБ


В Институте стратегических исследований РБ прошла стратегическая проектная сессия органов государственной власти республики и ученых по актуализации Концепции семейной политики Республики Башкортостан на период до 2025 года.

Открывая сессию, руководитель рабочей группы доктор экономических наук Рустем Ахунов отметил, что семейная политика стала одним из столпов региональной Стратегии-2030 и нынешняя проектная сессия — первая из серии мероприятий данного направления. В сессии принимают участие представители органов республиканской власти, науки и общественности — те, кому предстоит претворять положения республиканской Концепции семейной политики и стратинициативы «Семья-2030».

— Наверное, это самая дискуссионная стратегическая инициатива. Это чувствовалось и на этапе разработки, и на этапе принятия Стратегии. У Башкортостана, на мой взгляд, есть ряд преимуществ в пользу института семейных отношений. Даже если смотреть статистику по семье, то мы лучше среднероссийских показателей. А кроме этого, в республике сильны традиции семьи, что сказывается на качестве семейных отношений. Это основа благополучия республики через десять-двадцать лет. Поэтому Центр изучения человеческого потенциала выбран площадкой для обмена мнениями и выработки единой позиции по направлениям семейной политики, — подчеркнул Рустем Ринатович.

Мнение ученых о направлениях актуализации Концепции и основных проблемах и задачах семейной политики в Башкортостане представили доцент кафедры экономической теории и социально-экономической политики БАГСУ к.э.н. Яна Скрябина и доцент кафедры социологии и работы с молодежью БашГУ Наталья Лавренюк.

— Ключевые вопросы, требующие разрешения — межведомственная несогласованность и отсутствие единых комплексных индикаторов. Это выливается в разобщенность работы разных министерств, отсутствие связи общереспубликанской семейной политики с ситуацией в отдельных муниципалитетах, — выделяет проблемные зоны Яна Скрябина. Для решения части проблем ученый предлагает использовать социальные паспорта муниципальных образований, которые были сработаны по единой методике и более полно охватывают социальную сферу.

Предваряя стратсессию ученый рассказала и о потенциальных угрозах в сфере семейной политики. По мнению доцента сейчас в республике нет должной методики работы с семьями, находящимися в социально опасном положении — только силами министерства семьи и труда решить этот комплекс вопросов невозможно. Вне внимания остаются пожилые — удачный эксперимент Минтруда РБ с организацией «Университета третьего возраста» был свернут, а другие ведомства не рассматривают пенсионеров как потенциальную силу.

Отдельно была рассмотрена стимулирования рождаемости: для молодых семей и многодетных наряду с денежной поддержкой важно создание среды, благоприятной для воспитания детей.

— Основное внимание у нас оказывают материальному стимулированию рождаемости. В то время, как государственная демографическая политика в отношении рождаемости с целью ее повышения должна содержать комплексный подход. Это и экономические, и административно-правовые, и воспитательные,— отмечает Яна Альбертовна.

Кандидат социологических наук Наталья Лавренюк обратила внимание на содержательную сторону семейной политики.

— Общемировые исследования говорят о том, что уходим от духовного в сторону материальных ценностей. Если посмотреть на общероссийские ценности, то как раз в направлении духовности, включая Республику Башкортостан, – духовные ценности значимы, — подчеркнула она, выделяя качественную составляющую семейной политики.

«Важно обновить в концепции семейной политики региона не только целевые показатели и их значение, но и усилить субъектную сторону, отталкиваться не столько от направлений семейной политики, сколько от групп, которых она касается. В первую очередь, семей разного типа: по времени создания, по возрасту супругов, детности, доходу и т.д. Во вторую, — включить таких субъектов, как отцы и деды, дети до 18 лет и дети трудоспособного возраста, т.к. в условиях старения населения необходимо актуализировать ответственность детей перед родителями, а не только родителей перед детьми», — подчеркнула ученый.

Модератор стратегической сессии кандидат исторических наук Наиля Шамсутдинова представила данные, подтверждающие неоднозначность «неадресного» материального стимулирования.

— Поддержка со стороны государства, улучшение социально-экономического самочувствия населения и отложенные рождения дали всплеск рождаемости начиная с 2006 года. Но главное- что в эти годы в репродуктивный возраст вступало относительно многочисленное поколение 1980-х, которое также родилось в годы активизации мер поддержки рождаемости, — отмечает она. — Мы живем в период смены парадигмы рождаемости. Возраст первого рождения ребенка отодвигается на более старший возраст – сейчас это в среднем 26-27 лет. Возраст рождения второго ребенка тоже отодвигается. Это сдвигает рамки репродуктивного возраста, а следовательно – повышаются требования к медицине.

Ученый отмечает, что в рамках исследований выявлены изменения в подходе к институту семьи, детородного возраста, личных и профессиональных достижений.

— Я бы назвала это изменением жизненной стратегии. Меняются ценности. Сейчас границы определения «молодой» отодвигаются на более поздний возраст. Есть некоторая конкуренция между семейными ценностями и ценностями карьеры, образования. У разных групп населения это формируется по-разному. В среде нынешней молодежи высокое значение имеют семейные ценности. Поэтому вопрос постановки приоритетов возникает всегда. Выбирать карьеру или рождение ребенка? Не стоит таким образом противопоставлять потребности. Снижение рождаемости происходит под влиянием многих факторов — структурных сдвигов в населении, а также поведенческих. Кроме этого, не стоит забывать о сдвиге календаря рождений — говорит Наиля Кадымовна.

Стратегическая сессия проведена во исполнение решения заседания рабочей группы по вопросу обсуждения предварительных итогов плана реализации мероприятий по реализации на территории Республики Башкортостан первого этапа Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года и Концепции семейной политики Республики Башкортостан на период до 2025 года и выработки приоритетных направлений второго этапа и предложений по изменению основных положений и показателей её реализации.