Запад Башкортостана: стратегия аграрного субрегиона
Запад республики богат сельхозресурсами и своими людьми, поэтому крупнотоварное производство и человеческий потенциал — залог стратегического успеха этих районов. Об этом в ходе стратегической сессии сказали ученые Института стратегических инициатив Республики Башкортостан.
Напомним, что два десятка муниципальных стратегий разрабатывают ученые Института стратегических исследований Академии наук Республики Башкортостан во исполнение решения Стратегического комитета Республики Башкортостан.
Об экономическом потенциале бакалинской земли участникам стратегической сессии рассказал глава администрации Бакалинского района Александр Андреев. Район, по его словам, улучшает с каждым годом позиции в республиканском рейтинге. И для того, чтобы стать лучше необходимо мыслить на десятилетия вперед.
— Стратегия сегодня — это важная основа развития любой территории. Поэтому наш район включился в работу по разработке муниципальных стратегий. Как эффективнее использовать наш богатый потенциал во благо жителей района — это и будет решаться в ходе работы над документом, — отметил Александр Андреев.
Работу над двумя десятками муниципальных стратегий ведет Институт стратегических исследований Республики Башкортостан, ученые которого разрабатывали общереспубликанскую Стратегию-2030. Особенности этих документов выделил директор института, руководитель группы разработчиков муниципальных стратегий Башкортостана доктор экономических наук Азат Янгиров.
В работе ученые ИСИ РБ использовали лучшие российские и зарубежные наработки, но важнейшим залогом успеха является опыт работы над десятком разных стратегических документов: Стратегия-2030, Семья-2030, Стратегия развития лесопромышленного комплекса, Стратегия АПК республики, стратегии отдельных муниципалитетов РБ и предприятий региона.
Азат Вазирович подчеркнул, что для достижения целей, поставленных Президентом России Владимиром Владимировичем Путиным в “Майском указе”, необходимо опираться на внутренние ресурсы муниципалитетов, а учитывая социальную направленность Указа, приоритетными становятся направления по развитию человеческого и социального капитала.
Два главных посыла легли в основу разработки стратегии. Во-первых, институт отказался от написания “кабинетных” стратегий, когда группа ученых строит стратегию территории опираясь только на бумажные данные, статистику и мнения официальных лиц. Во-вторых, ставка делается на выявление уникальных черт районов, которые позволят преуспеть в стратегической перспективе. И все это можно сделать только в плотной работе с самими муниципалитетами.
Трехлетний опыт позволил ученым выработать методику стратегической разработки территории. Первый этап — аналитический — был завершен в июле этого года. Сейчас параллельно ведутся два этапа “полевой” работы: социологические опросы и форсайт-сессии в районах. Четвертый этап — экспертной работы — начнется по завершении форсайтов и опросов. Самый важный этап — публичное обсуждение стратегий планируется провести в октябре-ноябре текущего года.
Вместе с этим, можно выделить и особенные черты методики, которые отличают ее от стратегий, разрабатываемых иными организациями.
Во-первых, это широкомасштабные социологические опросы. В рамках разработки муниципальных стратегий ученые проводят масштабное социологическое исследование — «четырехтысячник». На восемь десятков вопросов попросят ответить четыре тысячи жителей республики — последнее исследование такого масштаба проводилось три года назад в работе над Стратегией-2030.
Во-вторых, это проведение стратегических сессий, которые состоят из экспертной части, где ученые представляют наработки и очерчивают круг проблем с точки зрения науки, и форсайтной части, где сами районы выявляют тренды и проекты по использованию или противодействию этим трендам.
Привлечение ключевых исполнителей и групп интересов к работе над общим для территории документом определяет жизнеспособность стратегии, поскольку в работе по методике рапид-форсайт участвуют ключевые участники реализации стратегий муниципалитета.
Третьим элементом успешной стратегии является единая методология, подготовленная Министерством экономического развития РБ во взаимодействии с учеными ИСИ РБ. Это позволяет придерживаться требований федерального и регионального законодательства, ориентироваться на стратегические цели страны и республики, но, вместе с тем, максимально использовать ресурсы территории и опираться на ее потенциал.
Четвертой основой реальной стратегии является межмуниципальное взаимодействие в стратегической перспективе. Причем ученые ориентируются на сотрудничество и совместные проекты не только в пределах республики, но и с соседними приграничными регионами. Синергетических эффект от подобной работы особо заметен в западных районах, граничащих с Татарстаном.
Стратегический вектор определит и финансирование из бюджета республики. Так, Правительство Башкортостана в дальнейшей перспективе будет включать в РАИП только проекты, входящие в стратегию муниципалитета.
По мнению Азата Янгирова, именно в стенах созданного для стратегических наработок Института стратегических исследований РБ удалось собрать научные кадры, способные реализовать все пункты для создания эффективной стратегии.
— Как бы ни была хороша методика и как бы детально не был расписан инструментарий — все в конечном итоге зависит от команды разработчиков, которые взялись за написание стратегии, — отметил Азат Вазирович. — Имея опыт руководства группами разработчиков республиканской стратегии мы можем применить эти техники и на территории.
Член группы разработчиков республиканской стратегии развития АПК кандидат экономических наук Виталий Ковшов рассказал об особенностях аграрного сектора западных районов.
— В сравнении с другими районами, запад региона отличается высокой долей сельскохозяйственных угодий. Здесь освоено около 70 процентов территории, в то время как в среднем по республике — 51,2 процента, — отметил Виталий Алексеевич. — Производство зерна и молочно-мясное производство занимает большую долю во всех районах.
Идеология выбора стратегических проектов, по мнению ученого, строится на четырех столпах: выбор проектов, которые обеспечивают стабильность экономики муниципалитета, выбор проектов быстрорастущих компаний, поддержка проектов, без которых невозможно реализовать проекты быстрого развития и формирование среды. Среди “проектов поддержки” ученый выделяет образовательные проекты — невозможно расти экономике территории без должного кадрового обеспечения. А в аграрной сфере, где человек еще больше привязан к земле, чем в промышленном производстве — растить свои кадры особенно актуально.
Эксперт в области агротехнологий кандидат химических наук Игорь Русаков уверен, что современные технологии — это не просто дань моде, а экономически обоснованный тренд. Снижение себестоимости и наращивание объемов за счет новых агротехнологий — только это может вывести в прибыль сельскохозяйственное производство. В том числе — аграрно ориентированных западных районов республики.
— Почему западные производители легко завоевывают наши рынки? Потому что в молочном производстве надои за лактацию превышают десять тонн, конверсия кур за 42 дня — менее 1.8, а привес мясного КРС — более 1.3 килограмма в сутки. Причем себестоимость они умудряются сохранять ниже нашей при высоких ценах на корма и энергетику. Эти техники можно и нужно применять и у нас — примеры в центральной России имеются, — — сказал Игорь Александрович.
О трендах социального развития в западных территориях республики рассказала старший научный сотрудник ИСИ РБ, кандидат социологических наук Наталья Лавренюк. Особо она выделила значимость традиций для жителей субрегиона.
— Примечательно, что здесь знают и гордятся своими земляками. Это тот нематериальный капитал, который определяет отношение людей к своей малой родине и к себе в том числе, — отмечает старший научный сотрудник Института стратегических исследований РБ Наталья Михайловна Лавренюк. — Мы обратили на это внимание во время работы над стратегической инициативой Семья-2030.
Так, бакалинцы известны двумя десятками лиц, оставивших след в памяти земляков, ермекеевцы большое значение уделяют личным контактам, илишевцы крепко привязаны к своим корням и передают это чувство и своим детям, землячество шаранского района активно работает со своими студентами, в том числе и за пределами республики.
Социолог привел пять глобальных демографических трендов в привязке к западным территориям. Увеличение населения в мире наблюдается и в западных районах республики — рождаемость выше, а смертность уменьшается. Но это нивелируется другим трендом — урбанизацией, которая неизбежно настигнет и нашу республику. Предполагается, что 70 процентов населения будут жить в городах и агломерациях.
Рост конкуренции среди интеллектуалов, усложнение организации пространства и ускорение времени, связанные с этими трендами увеличение среднего класса и “образованная безработица”, а также пришедшие с высокой урбанизацией загрязнение воды и нехватка пахотных земель — это то, к чему надо быть готовым в стратегической перспективе.
На этом фоне ученый выделила и необходимость работы с молодежью. В особенности это касается создания общественного мнения на местном уровне. “Это общее наблюдение, характерное для всей республики — малая родина ничем не выделяется для молодых людей, которые формируют свое мнение, опираясь на ленты новостей и социальные сети”, — отметила она и привела в качестве примера статистику упоминаемости районных событий в новостной ленте Башинформ.
Следующим моментом, над которым стоит работать в муниципалитетах, ученый обозначила необходимость увеличения видов занятости.
— Чем может заняться молодой человек, вернувшись в район? Вариантов обычно два-три — не больше. Город же предлагает ему сотни разных варинтов трудоустройства, занятости, которое сопровождается не только заработной платой, но и новыми возможностями. Сделать жизнь в районе более интересной и разнообразной — это вполне посильно самим же жителям района, — отмечает Наталья Михайловна.
Работа по подготовке проектов муниципальных стратегий продолжится до сентября 2018 года, по итогам которой в Министерство экономического развития Республики Башкортостан будут представлены проекты стратегических документов.