Что такое Инициативное бюджетирование? Как школьник может распорядиться бюджетом?

Вводная лекция Нелли Шамилевны Розе в детском оздоровительной лагере «Энергетик» (Уфимский район) в рамках цикла исследовательских мероприятий по подготовке программы школьного инициативного бюджетирования.

— Наверняка по урокам вы уже проходили, что в России существует три уровня власти: федеральный, региональный и муниципальный. Отличаются они тем, на каком уровне будут действительны их решения и на какое количество людей они будут распространяться.

Муниципальные власти решают проблемы местного уровня – то, с чем мы встречаемся каждый день и эти вопросы беспокоят нас более всего.

Состояние улиц и парков, порядок уборки дворов и вывоза мусора, содержание детских и спортивных площадок – все это непосредственно касается нас каждый день. Поэтому логично, что инициативное бюджетирование зародилось с решения вопросов местного уровня.

Началось это в бразильском городке Порто-Алегри, где мэр передал населению часть полномочий муниципалитета по использованию городского бюджета: «Мы используем эту часть денег так, как сочтете нужным вы – жители этого района города».

Надо понимать, что полномочиям сопутствует и ответственность – отныне люди, сами распорядившиеся частью бюджета, принимают эту ответственность. Разбить парк, сделать детскую площадку или сделать удобную парковку для автомобилей жителей ближайших домов? Такие решения требуют ответственного подхода и совместного решения.

*

Что надо будет делать?

Сейчас очень активно развивается проекты, где школьники принимают решения, касающиеся их самих – например, на Сахалине. Молодежный бюджет Сахалинской области предполагает, что школьники всех основных школ региона участвуют в принятии решения.

Посмотрите, какие проекты они выбирают. Интересное решение, например, об обсустройстве всех остановой wi-fi, или установке в коридорах школы экранов с сенсорным управлением, чтобы на переменах самим выбирать что им смотреть. Значительная часть проектов касается интересов социально незащищенных слоев – инвалидов, безработных или пожилых.

Сейчас в Башкортостане мы разрабатываем похожий проект и для этого нам нужна ваша помощь. Мы с вами будем играть. Вас здесь сто человек и вы поделитесь на 10 команд, каждая из которых условно примет роль определенной группы – от бизнесменов Уфы и служащих, до ученых, рабочих или пенсионеров.

Ваша задача – вжиться в роль этой социальной группы как вы ее себе представляете – со всеми сложностями, с которыми им приходится встречаться в городе. Надо их глазами увидеть проблему и от имени сообщества предложить возможные пути решения, которые уложатся в бюджет два миллиона рублей.

Этапы – такие же как в реальности:

— выявление проблемы глазами целевого сообщества;
— определение «что решит эту проблему?»;
— проектирование;
— презентация от имени сообщества всему городу.

Важно убедить все остальные городские сообщества в том, что ваш проект важен и полезен для них тоже.

Ответить на десять вопросов, главными из которых являются:
— определить пять прилагательных, которые описывают ваш город будущего;
— для кого предназначен проект;
— какие проблемы он решает;
— в чем заключается проект, какие мероприятия он предполагает;
— сколько примерно будет стоить реализация проекта (в пределах двух миллионов рублей);
— кого нужно привлечь к реализации проекта;
— каков будет результат – надо будет представить в виде «было-стало»;
— как вовлечь целевую аудиторию и информировать людей (это очень важно!);
— как поймем, что людей действительно интересует проект?

Подытоживая презентацию надо будет подчеркнуть почему же ваш проект должен победить – это важно для убеждения членов остальных сообществ, что ваш проект достоин для выделения средств бюджета.