Сабантуй может быть запатентован исключительно как общий праздник народов Урало-Поволжья

Ученые Центра социокультурного анализа ИСИ РБ считают конфликтогенными призывы президента Татарстана Рустама Минниханова «запатентовать все, что связано с Сабантуем». Важно, что это общий для народов Урало-Поволжья праздник, а в первую очередь тюрков этого региона — башкир и татар, которые проживают не только в административных границах Татарстана.

– Замечу, что официальная Казань часто становится источником нестабильности в регионе Урало-Поволжья. Взять хотя бы этноязыковой конфликт 2017 года, когда министр образования РТ всю вину за зародившийся в Татарстане конфликт пытался переложить на Башкортостан. Если Казань начнет патентную работу по Сабантую и его элементам это неизбежно вызовет общественный резонанс в Башкортостане, а это, безусловно, коснется межнациональных отношений. Считаю, политические деятели Татарстана должны осмысленнее подходить к своим высказываниям и действиям, исходя из уважения к соседям. Если и патентовать, то Сабантуй надо патентовать как общий праздник. Поскольку Сабантуй в первую очередь праздник всех коренных народов Урало-Поволжья – считает руководитель Центра социокультурного анализа ИСИ РБ Юлдаш Юсупов.

«Запатентовать все, что связано с Сабантуем — это же целая история, подключить институт истории наш, чтобы все это документами было подтверждено. Вообще отличная идея, …поэтому все эти вопросы надо зафиксировать, [провести] патентную работу и все остальное», — сказал глава Татарстана Рустам Минниханов». (ТАСС)

Насколько обоснованы претензии официального Татарстана — вопрос открытый. Следует отметить, что в последнее десятилетие праздник обрел общероссийский масштаб. Так, IX Всероссийский сельский сабантуй 2018 года прошел на землях Курганской области, а предыдущие — в Самарской, Челябинской областях, Чувашии и Пермском крае.

Вне концепции официального праздника казанских татар остается глубокая философская составляющая праздника, которая тесно связана с башкирским эпосом Урал-батыр. Почему космогония древнего праздника сохранилась у башкир, а в татарский фольклор не вошла — комментирует старший научный сотрудник ЦСКА ИСИ РБ кандидат философских наук Закирьян Аминев:

– Мы привыкли думать, что наша мифология сохраняется лишь в эпосах, сказках и преданиях. Иногда более значимым хранителем мифа становится действие, акт. Праздник сабантуй можно сравнить с эпосом Урал-батыр. Можно даже сказать, что эпос являлся неким сценарием для Сабантуя. В Татарстане этот праздник приняли в уже конечном варианте, поэтому он воспринимался как игра и праздность без своего содержания. Поэтому и в татарский фольклор не вошла космогония праздника, – говорит старший научный сотрудник Центра социокультурного анализа ИСИ РБ кандидат философских наук Закирьян Аминев,

Ученый образает внимание и на то, как видение мира в древнем башкирском эпосе отразилось в элементах праздника Сабантуй.

– Например, до революции наши предки символически опахивали плугом место проведения Сабантуя, а посреди устанавливали высокий столб (хыргаул или серге) и водружали на него колесо с четырьмя спицами. Таким образом, данная территория приводилась как бы в безопасное для участников состояние и туда уже не могла проникнуть нечистая сила. Этот же обряд обхода территории можно усмотреть в конных скачках по круговой трассе. Двигаясь по кругу, окружая кольцом территорию, предки башкир приводили свою землю в безопасное состояние, повторяя при этом действия своего прародителя Урал батыра, когда тот в борьбе с силами хаоса создавал землю. По их представлениям, место и время проведения Сабантуя олицетворяло как бы место и время зарождения жизни на земле, — отмечает Закирьян Аминев.

Справочно: значение слова «Сабантуй» в русском языке

САБАНТУЙ (от тюрк. сабан — плуг и туй — праздник) — праздник окончания весенних полевых работ у татар и башкир. (Большой Энциклопедический словарь).
САБАНТУ́Й, -я, муж. 1. Традиционный татарский и башкирский весенний праздник. 2. перен. Шумное веселье (разг. шутл.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.
САБАНТУЙ (тюрк.- праздник плуга), праздник окончания сева у народов Поволжья. Этнографический словарь . 2014.
САБАНТУЙ (тюрк. — праздник плуга), праздник окончания сева у народов Поволжья. Народы и религии мира. — М.: Большая Российская энциклопедия. В. А. Тишков.