В ИСИ РБ прошли завершающие форсайты для центральных районов Башкортостана
В Академии наук Республики Башкортостан прошли форсайт-сессии для районов центральной экономической зоны республики. Сессии проводились учеными Института стратегических исследований Республики Башкортостан в рамках подготовки к разработке муниципальных стратегий.
Особенности Стратегии социально-экономического развития Республики Башкортостан и как она будет соотносится с территориальными стратегиями рассказал директор института, руководитель группы разработчиков муниципальных стратегий Башкортостана, доктор экономических наук Азат Янгиров.
— За три года ученые нашего Института стратегических исследований накопили неоценимый опыт. Мы разрабатывали общереспубликанскую Стратегию-2030, стратегическую инициативу Семья-2030 и работали над программой «Молодая семья Республики Башкортостан» и проектами Стратегии АПК РБ и Стратегии развития лесопромышленного комплекса республики. Эти документы служат отправной точкой для подготовки муниципальных стратегий, — выделил он основу, на которой строится муниципальная стратегия.
Ученый подчеркнул, что для достижения целей, поставленных Президентом России Владимиром Владимировичем Путиным на 2024 год в “Майском указе” и Послании Федеральному Собранию, необходимо опираться на внутренние ресурсы муниципалитетов, а учитывая социальную направленность Указа, приоритетными, наряду с экономическими показателями, становятся направления по развитию человеческого и социального капитала.
Два главных посыла легли в основу разработки стратегии. Во-первых, институт отказался от написания “кабинетных” стратегий, когда группа ученых строит стратегию территории опираясь только на бумажные данные, официальную статистику и мнения должностных лиц. Во-вторых, ставка делается на выявление уникальных черт районов, которые позволят преуспеть в стратегической перспективе. И все это можно сделать только в плотной работе с самими муниципалитетами, его активными жителями и предпринимательским сообществом.
Основываясь на трехлетнем опыте ученые выработали собственную методику стратегической разработки территории.
Первый этап — аналитический — был завершен в июле этого года. Сейчас параллельно ведутся два этапа “полевой” работы: социологические опросы и форсайт-сессии в районах. Четвертый этап — экспертной работы — начнется по завершении форсайтов и опросов. Самый важный этап — публичное обсуждение стратегий планируется провести в октябре-ноябре текущего года.
Азат Янгиров выделил особенности этой методики, которая сейчас применяется в разработке стратегий 22 районов республики.
Во-первых, возможности ИСИ РБ позволяют проводить широкомасштабные социологические опросы. Сейчас, в рамках разработки муниципальных стратегий ученые проводят масштабное социологическое исследование — «четырехтысячник». На восемь десятков вопросов отвечают четыре тысячи жителей республики — последнее исследование такого масштаба проводилось три года назад в работе над Стратегией-2030.
Во-вторых, это проведение стратегических сессий, которые состоят из экспертной части, где ученые представляют наработки и очерчивают круг проблем с точки зрения науки, и форсайтной части, где сами районы выявляют тренды и проекты по использованию или противодействию этим трендам. На этой неделе этот этап завершился проведением форсайтов для центральных районов республики.
Ученые уверены, что только привлечение ключевых исполнителей и групп интересов к работе над общим для территории документом определяет жизнеспособность стратегии. Поэтому в работе по методике рапид-форсайт участвуют ключевые участники реализации стратегий муниципалитета, включая общественные организации и бизнес-сообщество районов.
Третьим элементом успешной стратегии является единая методология, подготовленная Министерством экономического развития РБ во взаимодействии с учеными ИСИ РБ. Общие рамки строго удерживают документ в рамках требований федерального и регионального законодательства, ориентируют на стратегические цели страны и республики. Вместе с тем, они не ограничивают научно-методологическую составляющую, позволяя применять все современные методы стратегических разработок. Вкупе с работой «в поле» это позволяет максимально использовать ресурсы территории и опираться на ее потенциал.
Четвертой основой реальной стратегии является межмуниципальное взаимодействие в стратегической перспективе. Причем ученые ориентируются на сотрудничество и совместные проекты не только в пределах республики, но и с соседними приграничными регионами. Ученые отмечают синергетических эффект от подобной работы — в перспективе можно строить муниципальные проекты, выходящие уже на федеральный уровень. Соседние с нами регионы уже прописывают такое сотрудничество в своих стратегических документах.
Азат Вазирович также отметил, что стратегический вектор определит и финансирование муниципальных проектов из бюджета республики. Так, Правительство Башкортостана в дальнейшей перспективе будет финансировать только проекты, входящие в стратегию муниципалитета.
Как и в подготовке общереспубликанской стратегии, большое значение уделяется качеству разработчиков: в стенах созданного для стратегических наработок Института стратегических исследований РБ удалось собрать научные кадры, способные реализовать все пункты для создания эффективной стратегии.
— Как бы ни была хороша методика и как бы детально не был расписан инструментарий — все в конечном итоге зависит от команды разработчиков, которые взялись за написание стратегии, — отметил Азат Вазирович. — Имея опыт руководства группами разработчиков республиканской стратегии мы можем эффективно применить эти техники и на территории.
Член группы разработчиков республиканской стратегии развития АПК кандидат экономических наук Виталий Ковшов рассказал об особенностях аграрного сектора центральных районов. Идеология выбора стратегических проектов, по мнению ученого, строится на четырех столпах: выбор проектов, которые обеспечивают стабильность экономики муниципалитета, выбор проектов быстрорастущих компаний, поддержка проектов, без которых невозможно реализовать проекты быстрого развития и формирование среды. Среди “проектов поддержки” ученый выделяет образовательные проекты — невозможно расти экономике территории без должного кадрового обеспечения. А в аграрной сфере, где человек еще больше привязан к земле, чем в промышленном производстве — растить свои кадры особенно актуально.
Эксперт в области агротехнологий кандидат химических наук Игорь Русаков уверен, что современные технологии — это не просто дань моде, а экономически обоснованный тренд. Снижение себестоимости и наращивание объемов за счет новых агротехнологий — только это может вывести в прибыль сельскохозяйственное производство. В том числе — аграрно ориентированных западных районов республики.
— Почему западные производители легко завоевывают наши рынки? Потому что в молочном производстве надои за лактацию превышают десять тонн, конверсия кур за 42 дня — менее 1.8, а привес мясного КРС — более 1.3 килограмма в сутки. Причем себестоимость они умудряются сохранять ниже нашей при высоких ценах на корма и энергетику. Эти техники можно и нужно применять и у нас — примеры в центральной России имеются, — сказал Игорь Александрович.
Отличительной чертой центральных районов является высокая доля личных подсобных хозяйств и это нужно использовать. Межмуниципальное сотрудничество и развитие кооперации в сфере производства объемистых и концентрированных кормов, переработки сырья в регионе и продвижения по альтернативным каналам могут способствовать развитию мелкотоварного производства.
О трендах социального развития в центральных районах республики рассказала старший научный сотрудник ИСИ РБ, кандидат социологических наук Наталья Лавренюк. Базовыми трендами направления «Человеческий капитал» для центральных районов являются рост значимости личности, активизация массового спорта и развитие онлайн-образования. В пространственном развитии — отражении в общественном мнении — ученый выделила плотность событий, на которые обращают внимание республиканские СМИ.
Социолог привела пять глобальных демографических трендов, влияния которых не избежать, но использовать вполне можно. Увеличение населения достигается уменьшением смертности. Но это нивелируется другим трендом — миграционным оттоком, урбанизацией. По прогнозам ученых, 70 процентов населения мира будут жить в городах и агломерациях.
Рост конкуренции среди интеллектуалов, усложнение организации пространства и ускорение времени, связанные с этими трендами увеличение среднего класса и “образованная безработица”, а также пришедшие с высокой урбанизацией загрязнение воды и нехватка пахотных земель — это то, к чему надо быть готовым в стратегической перспективе.
На этом фоне ученый выделила и необходимость работы с молодежью. В особенности это касается создания общественного мнения на местном уровне. “Это общее наблюдение, характерное для всей республики — малая родина ничем не выделяется для молодых людей. А они формируют мнение, опираясь на ленты новостей и социальные сети”, — отметила она и привела в качестве примера статистику упоминаемости районных событий в общереспубликанской новостной ленте.
Следующим моментом, над которым стоит работать в муниципалитетах, ученый обозначила необходимость увеличения видов занятости. Тем более, что производительность труда в сельском хозяйстве и эффективность использования агроресурсов растет, что обуславливает уменьшение нуждаемости в кадрах для традиционного аграрного хозяйства.
— Чем может заняться молодой человек, вернувшись в район? Вариантов обычно два-три — не больше. Город же предлагает ему сотни разных варинтов трудоустройства, занятости, которое сопровождается не только заработной платой, но и новыми возможностями. Сделать жизнь в районе более интересной и разнообразной — это вполне посильно самим же жителям района, — отмечает Наталья Михайловна.
Эксперт Института стратегических исследований РБ, доцент УГНТУ, Рустем Шайахметов отметил общее для двух десятков муниципальных районов республики, чьи стратегии сейчас готовятся. В первую очередь – это необходимость создания внутрирайонных «сельских» агломераций.
— Две-три тысячи человек – это минимальная численность населения, которая может обеспечить эффективное использование социальной инфраструктуры. Это та же сельская школа, которая позволит обучать 200-300 детей, — отмечает ученый. – В этом плане важно развивать транспортную доступность этих сельских агломерационных центров, чтобы можно было доехать за четверть или полчаса.
Также эксперт выделил важность покрытия сетью интернет и сотовой связи. Отсутствие доступа к данным услугам делает населенные пункты непривлекательными для возвращения молодежи. И здесь надо принять объективную необходимость расстановки приоритетов в терразвитии района:
— Невозможно распределить все ресурсы «ровным слоем» по всем сельским поселениям, обязательно надо выделять приоритетные поселения, перспективные агломерации и центры, — отмечает Рустем Раисович.
В инвестиционных паспортах большинства районов экономист не увидел проектов, которые были бы готовы привлечь инвестора. Проработка таких нюансов, как межевание и разработка технических условий – это минимальное требование, чтобы привлекать инвестора на свою территорию, но зачастую потенциально привлекательные для инвестора объекты обделены вниманием.
Рустем Шайахметов также выделил возможность увеличения видов занятости на территории – не только сельское хозяйство может давать рабочие места на селе.
— Говоря об агротуризме, интересен опыт северо-востока, где уже начали готовить инструкторов для туристических маршрутов. А быть инструктором по сплаву или проводником по лесам – это та ниша, которая еще нуждается в своих кадрах и привлекательна для молодежи.
Руководитель Центра социокультурного анализа, к.и.н. Юлдаш Юсупов выделяет роль межпоселковых культурных центров в создании единого пространства сельской агломерации.
— Концентрация ресурсов позволяет привлекать качественные кадры и на республиканском уровне заниматься повышением их квалификации. Благодаря охвату территории и населения они могут участвовать в различных грантовых программах и тем самым работать на имидж своей малой родины. Это не только и не столько объединение культурно-досуговых центров, но и создание качественно новой инфраструктуры, охватывающей всю сельскую агломерацию, — отмечает Юлдаш Мухамматович.
Кроме этого, это позволяет малым селам выйти за пределы «местечковости» как минимум на районный уровень. В этом плане интересен опыт районов центральной зоны, которые благодаря районной и республиканской поддержке отдельных коллективов направляли их для участия и в международных проектах.
Во второй половине дня прошли форсайт-сессии с активом районов по технологии Рапид-форсайт.
Работа по подготовке проектов муниципальных стратегий продолжится до середины сентября 2018 года. По итогам деятельности в Министерство экономического развития Республики Башкортостан будут представлены проекты стратегических документов.