«Уфимский разворот» Александр Куликов о программе поддержки местных инициатив
В эфире «Эхо Москвы в Уфе» научный сотрудний Центра изучения гражданских инициатив ИСИ РБ Александр Куликов ответил на вопросы о Программе поддержки местных инициатив Республики Башкортостан. Эфир 26 сентября 2018 года.
Руслан Валиев: Есть довольно известная в нашей республике тема. Особенно среди жителей сельской местности. Но мы ее ни разу не затрагивали и никак не обсуждали. Это Программа поддержки местных инициатив в нашей республике.
Насколько я могу это представить, это позволяет людям, которые имеют какие-то идеи – эти идеи претворять в жизнь совместно с властями. И совместно с властями эту идею финансировать.
Как это работает и в чем смысл этой программы? Какие есть у нее проблемы – наверняка не без них, да?
Об этом мы спросим у научного сотрудника Центра изучения гражданских инициатив Института стратегических исследований РБ Александра Куликова.
Руслан Валиев: Доброе утро, Александр. Расскажите, пожалуйста, с самого начала – в чем заключается Программа поддержки местных инициатив? Для чего она придумана и каковы ее конечные цели?
Александр Куликов: Доброе утро, Руслан. Программа поддержки местных инициатив создана для нескольких целей. С точки зрения общества – она нужна для того, чтобы сплотить население, подружить общественность с властью и бизнесом. Также инициативное бюджетирование позволяет минимизировать иждевенческие настроения у населения и показать, что жители могут совместно с властями, а порой и самостоятельно, решать вопросы местного значения.
Р.В.: Местного – это на уровне населенного пункта или на уровне административного района?
А.К.: На любом уровне – все зависит от количества активных граждан и вовлеченности остальных жителей этой территории.
Р.В.: Давайте приведем живой пример. Например, житель села, даже не районного центра, что-нибудь придумал. Что он может придумать, чтобы это подошло под эту программу? И какие действия он должен совершить, чтобы реализовать идею?
А.К.: Жителю, во-первых, надо поделиться своей идеей с кругом людей, которые поддержат эту идею. Так формируется инициативная группа. После этого уже от имени инициативной группы обратиться к главе сельского поселения с инициативой. Например, они хотят сделать дорогу либо детскую площадку, либо отремонтировать ограду кладбища, либо провести ремонт в школе или детском садике. Глава сельского поселения говорит о возможности или невозможности – это прописано и в 631-м федеральном законе, и зависит от того находится ли этот объект в собственности муниципалитета.
После этого проводятся предварительные собрания, где обсуждаются проблемы. Может случиться, что инициатива, с которой выступил гражданин может не подойти в таком виде остальным жителям – они могут предложить ее скорректировать.
Р.В.: Есть ли какой-то кворум? Сколько людей должно состоять в инициативной группе? Сколько должно прийти на собрание? Есть ли установленный процент от числа жителей? Или это неважно — пятеро пришли и решили?
А.К.: Федеральный закон не прописывает сколько людей должно быть на собрании. Но мы всегда говорим нашим главам сельских поселений о необходимости максимального участия – это влияет и на баллы, засчитываемые в пользу проекта. Могут ли два человека решить судьбу проекта? По закону – да, могут, но по факту у них односельчане потом спросят «Почему вы приняли решение за нас?» Поэтому мы советуем, чтобы на собрании присутствовало как минимум десять процентов от жителей населенного пункта.
Р.В.: Предположим, что идея была построить небольшую дорогу. Они собрались с администрацией. Дальше что? Кто кому платит?
А.К.: Собрались с администрацией, на сходе или собрании решили какой проект в приоритете для жителей. Дальше оформляют конкурсную документацию. Пакет документов включает описание проекта, сметную документацию, протоколы собраний, в том числе и фото- видеофиксацию собраний. Эта заявка предоставляется к нам – в Центр изучения гражданских инициатив ИСИ РБ – на конкурсный отбор.
Р.В.: Вы находитесь в Уфе и рассматриваете все эти заявки. Что вы проверяете?
А.К.: Мы проверяем заявки на соответствие формальным требованиям конкурса ППМИ. Заявки утверждает уже Конкурсная комиссия.
Р.В.: Предположим, что через вас это все прошло. Дальше что происходит?
А.К.: Дальше начисляются баллы. Учитываются такие критерии, как количество участников предварительных (их может быть несколько) и итогового собраний, уровень софинансирования со стороны населения, спонсоров и муниципального образования, использование СМИ, количество благополучателей.
Баллы рассчитывает информационная система управления, разработанная нашим институтом. Это позволяет избежать влияния человеческого фактора и необъективности. Мы как организаторы и модераторы конкурса ППМИ не можем говорить, что тот или иной объект в этой деревне важнее, чем другой – это решают только жители.
Если заявка набрала наибольшее число баллов – она побеждает.
Р.В.: Хорошо. Идея поддержана, конкурс выигран. Что дальше? Люди должны заплатить сколько-то? Какой-то процент от итоговой стоимости? И остальное финансирование откуда приходит?
А.К.: После конкурса публикуется распоряжение Правительства Башкортостана о том, как будут распределяться республиканские деньги. Только после этого жители населенного пункта собирают деньги и перечисляют их на счет муниципального образования. Этим занимается инициативная группа. К этой суме добавляются вклады спонсоров – обычно это местный бизнес – и деньги от муниципального образования – сельского поселения ил муниципального района, в зависимости от собственности объекта. На этот же счет перечисляются деньги из бюджета республики.
Если говорить о процентах, то жители софинансируют проект от пяти до пятнадцати процентов от объема запрашиваемой субсидии, муниципалитет также софинансирует от пяти до пятнадцати процентов. Участие спонсоров в денежном виде необязательно, но если оно есть, то это увеличивает число набранных баллов, и увеличивает и шанс на победу в конкурсе.
Р.В.: Какие основные сложности и недочеты, на которые стоит обратить внимание? Что бы вы порекомендовали НЕ ДОПУСКАТЬ при оформлении проектов, подачи заявки или участия в конкурсе?
А.К.: Во-первых, надо работать честно. Когда нам предоставляют фотографии с предварительных или итоговых мероприятий мы всегда людей считаем и проверяем – не были ли эти фотографии уже использованы. На самом деле это собрание прошло или нет. Для этого нужна и краткая видеофиксация собрания. К сожалению, порой бывают случаи, когда нам присылают фотографии даже с других городов, районов и даже других субъектов нашей федерации.
Во-вторых, надо четко спланировать свою деятельность. Важно очень правильно составить проектно-сметную документацию. Потому что от этого зависит многое.
Р.В.: Эту помощь вы можете оказывать? Ведь люди зачастую юридически не готовы.
А.К.: К сожалению, мы этим не можем заниматься, поскольку требует совершенно иных ресурсов. У нас 818 сельских поселений и поэтому оказывать помощь в составлении сметной документации для всех физически невозможно. Такие специалисты есть в муниципальных образованиях. По опыту трех лет реализации ППМИ нашим институтом могу сказать, что главы муниципалитетов идут навстречу и помогают. Если не получается, то администрации могут порекомендовать организацию, где составляют сметы за какие-то небольшие деньги.
Р.В.: Ну что ж, более-менее понятно. Спасибо, Александр, что ответили на наши вопросы. Я напомню, что на прямой связи со студией был научный сотрудник Центра изучения гражданских инициатив Института стратегических исследований РБ Александр Куликов. Мы говорили о Программе поддержки местных инициатив, которая существует и работает, судя по всему.
На мой субъективный взгляд программа выглядит довольно заманчивой. Если люди видят, что ничего не происходит вокруг них, то они могут собраться группой, уговорить своих соседей скинуться небольшими деньгами и этим самым доказать свою заинтересованность в том, что реально нужно строительство, например, дороги от улицы к школе. После этого можно получить финансирование от государства, которое, возможно, пришло бы к реализации этого проекта гораздо позже.
Насколько эта программа работает или же она нежизнеспособна?
Если у вас есть какие-то примеры успешной или неуспешной реализации проектов ППМИ – возможно, что где-то есть волокита, затягивание, коррупционная составляющая – присылайте нам СМС-сообщения на номер +7 927 304 10 51. Мы обязательно эти живые примеры озвучим в нашем эфире для того, чтобы попытаться глубже разобраться в этом вопросе.