В поисках общероссийской идеи: «Протестные настроения вкупе с агрессивной пропагандой способствуют уходу в неофициозные течения»

В октябре под эгидой Института социологии Российской академии наук вышло исследование «Межнациональное согласие в общероссийском и региональном измерении. Социокультурный и религиозный контексты» под общим руководством д.и.н., проф. Леокадии Дробижевой.

Авторами одной из статей сборника стали ученые ИСИ РБ — члены Экспертного совета Федерального агентства по делам национальностей Юлдаш Юсупов и Азат Бердин.

— Российская Федерация — страна с огромными пространствами и значительным разнообразием не только климатических, социально-экономических условий, объема значимых природных ресурсов, но и историческими традициями межкультурного общения, разным уровнем притока инокультурных мигрантов, особенностями приграничного взаимодействия, — подчеркивает руководитель Центра исследования межнациональных отношений доктор исторических наук, профессор Леокадия Дробижева. — Учесть все это разнообразие — задача как управленческих структур, так и общества, заинтересованных в позитивной консолидации и солидарности вокруг целей развития и предупреждения потенциально дезинтегрирующих страну рисков.

Эта книга о том, как российские граждане понимают межнациональное согласие, как складываются отношения между русскими, башкирами, татарами, карелами, людьми других национальностей, которые живут в разных регионах страны от Москвы до Калининграда и Югры, от Карелии до Астрахани, в Башкортостане и Ставрополье.

Анализируется значимость национальности при устройстве на престижную работу, участии во власти в представлениях людей и в реальной жизни. Показано отношение русских, татар, башкир к проблеме изучения родных языков и государственных языков республик.

Анализируются факторы, влияющие на оценку людьми межэтнических отношений. Специальное внимание уделено религиозности людей, её значимости для благоприятных отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий. Рассматривается проблема адаптации и интеграции внутренних мигрантов в случаях, когда они прибывают в регион со значительной долей единоверцев и там, где они попадают в инокультурную среду. Анализируются причины, препятствующие адаптационному процессу.

Книга адресована специалистам, работающим в сфере регулирования межнациональных отношений, преподавателям вузов и школ, студентам и аспирантам, всем, интересующимся взаимоотношениями людей различных национальностей.

В статье Азата Бердина и Юлдаша Юсупова «Ситуация в мусульманской умме Башкортостана и проблемы межэтнических отношений» проводится анализ опросов и исследований, проведенных в 2017 году на территории Башкортостана и ХМАО-Югра, где компактно проживают выходцы из Республики Башкортостан.

— Три крупнейшие национальные общины РБ, в высокой степени секуляризованные в эпоху советской модернизации: башкиры, татары и русские оказались условно поделены между традиционными религиями России: башкиры и татары, вместе составившие этноконфессиональное большинство (65%) исторически исповедуют ислам суннитского толка ханафитского мазхаба, а русские — православие, — отмечают авторы в статье.

В 1990-х гг. потенциальным источником дестабилизации в религиозной сфере виделись не мусульманские, а протестантские религиозные группы. Ситуация в РБ начала принципиально изменяться примерно с 2006 года, когда в Башкирии все заметнее проявились новые течения в исламе.

Эксперты ФАДН упоминают и о причинах притяжения молодежи в течения радикального толка:

«Уход в джамааты был явлением протеста, связанным с разочарованием башкирской молодежи в националистическом проекте в целом. Светский по своему характеру Союз башкирской молодежи (СБМ) стал поразительным образом походить на комсомол версии времен позднего СССР. Эти структуры не могли защитить традиционные ценности и традиционное общество, в них оставались в основном явные конформисты».

Опросы* также показали, что порой к присоединению к общинам неофициального толка подтолкнула государственная пропаганда:

«По мере разочарования пассионарная часть башкирской молодежи уходила из национального движения в ислам, прежде всего в неофициозные течения в исламе, особенно с появлением протестных групп, усиленно рекламируемых федеральными СМИ под «черным брендом» салафизма, ваххабизма и т.д., что в глазах протестно настроенного сегмента «этнических мусульман» вело к обратному эффекту и предпочтению перед «конформистскими» муфтиятами».

***

* Опрос населения Республики Башкортостан проводился в 2017 г. по квотной районированной выборке, репрезентирующей население республики. В основную выборку были включены 14 городов и 15 сельских районов, представляющих 6 геоэкономических зон республики: Центральную, Западную, Южную, Северо-Западную, Северо-Восточную и Уральскую. Были заложены квоты по полу, возрасту, образованию и национальности (башкиры, татары, русские). Всего было опрошено 1035 респондентов.