Алкоголь, безработица, семейные проблемы — причины самоубийств

Одной из насущных проблем современной республики является вопрос профилактики самоубийств. В 2017 году в Башкортостане самоубийства стали причиной смерти 877 человек, либо можно сказать, что 22 смерти на 100 тысяч человек. Несмотря на то, что уровень самоубийств в республике, начиная с 2012 года, снижается, данный показатель выше, чем, например, по России (14 чел. на 100 тыс. населения).

Кто является самой уязвимой группой населения республики — рассказала в ходе Научно-практической конференции «Стратегическое развитие субъектов Российской Федерации: федерализация, национальное самосознание, скрытые конкурентные преимущества» научный сотрудник Центра социо-культурного анализа ИСИ РБ к.и.н. Гульфина Султанова.

  • Во-первых, это мужчины. Самоубийства по праву считаются мужской причиной смерти. В 1990 году разрыв мужской и женской смертности от данной причины составлял 5 раз, в 2000 г. – 8 раз, в 2013 г. – 10 раз, в 2016 г. – 7 раз.
  • Во-вторых, жители села. Так, в 2017 г. уровень самоубийств у сельских жителей было в 3,5 раза выше, чем у городского населения.
  • В-третьих, мужчины трудоспособного возраста. В 2016 г. наибольшее количество смертей наблюдались в возрастных группах 35-39 лет и 45-49 лет (85 смертей на 100 тыс. нас.) Средний возраст смерти от самоубийств у городских мужчин 49 лет, у сельских – 45 лет.
  • В-четвертых, города и села Зауралья. Анализ стандартизованных коэффициентов за 2015-2017 гг. показал, что наибольший уровень самоубийств в районах Зауралья, а также в Шаранском, Татышлинском, Нуримановском районах, в г. Баймак, Белорецк, Агидель.

Ученый привела и основные причины самоубийств. В первую очередь — это алкоголь:

  1. Злоупотребление алкоголем.
  2. Безработица и низкое материальное положение.
  3. Семейный фактор.

— В целом все эти факторы взаимосвязаны и действуют в комплексе, например, безработица и низкое материальное положение повышает уровень социальной аномии, ведет к злоупотреблению алкоголем, неудачам в семейной жизни, социальной изоляции, снижению или потере социального статуса и к чувству ущербности, безнадежности, — отмечает Гульфина Дамировна.