Территория жизни: ученые выявили закономерности смертности населения от степени экономического развития региона
Результаты исследования смертности в Башкортостане представлен 8 апреля 2019 года на Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов-2019» в Москве.
В целом анализ смертности на уровне субрегионов показывает, что в наиболее экономически развитых зонах уровень смертности ниже, внешние причины смертности составляют менее 10%, смертность от болезней системы кровообращения и новообразований отодвинуты в пожилые возраста. В менее развитых субрегионах наблюдается противоположная картина.
— Уровень смертности сильно дифференцирован по районам, так, в 2017 году в Уфимском районе было 9,1 смерти на 1000 человек, а в Балтачевском – 17,7 умерших. Исследования проводились для выявления особенностей этих различий, — отметила научный сотрудник ИСИ РБ Гульфина Султанова на заседании сессии «Здоровье, старение, смертность».
Для выявления особенностей был проведен анализ смертности уровне социально-экономических зон.
В Республике Башкортостан исследователями выделено семь социально-экономических субрегионов: центральный, западный, северо-западный, северный, северо-восточный, южный и уральский.
Центральный, южный, западный и северо-западные субрегионы более развиты: здесь сконцентрировано более 90% промышленного потенциала республики и сосредоточены 16 из 21 города региона. Оставшиеся три субрегиона отстают по уровню социально-экономического развития, и степени урбанизированности: например, в северном и северо-восточном субрегионах отсутствуют городские поселения. Эти субрегионы отличаются и по характеру протекания демографических процессов.
Разделение субрегионов по уровню смертности совпало с разделением по экономическим зонам. Первую группу составили северный, северо-восточный и уральский субрегионы, в которых стандартизованный показатель смертности выше, чем во второй группе с остальными субрегионами. Эти же субрегионы являются экономически наименее развитыми. Наибольший показатель смертности наблюдается в северном субрегионе, где стандартизованный коэффициент смертности на 18% выше, чем в центральном субрегионе с наименьшим уровнем смертности в 2017 г.
Благоприятная ситуация в Центральном субрегионе наблюдается и по уровню смертности населения в трудоспособном возрасте. Данный показатель в Северо-Западном субрегионе выше на 12%, Западном и Южном субрегионах – примерно на 30%, Северо-Восточном – на 44%, в Уральском и Северном субрегионах – более чем на 50% относительно показателя Центрального субрегиона.
Распределение умерших по основным классам причин смерти в субрегионах также совпадает с дифференциацией по экономическим показателям. В благополучных центральном, южном, северо-западном, западном субрегионах в структуре смертности новообразования, уступая болезням системы кровообращения, занимают второе место по вкладу в общую смертность.
Смертность от внешних причин, снизившись к 2017 г. до 8-9% являются третьей причиной смерти по величине. А в северном, северо-восточном и уральском регионах в 2013 г. внешние причины обуславливали более 13,5% смертей и занимали второе место и, снизившись к 2017 г., вносят равный вклад в смертность вместе с новообразованиями – около 11%.
Ранее исследователи выявили причины самоубийств (доклад на научно-практической конференции Научно-практическая конференция «Стратегическое развитие субъектов Российской Федерации: федерализация, национальное самосознание, скрытые конкурентные преимущества» 7 декабря 2018 г.). Алкоголь, безработица и семейные проблемы – основные причины, подвигающие людей покончить собой:
— В целом все эти факторы взаимосвязаны и действуют в комплексе, например, безработица и низкое материальное положение повышает уровень социальной аномии, ведет к злоупотреблению алкоголем, неудачам в семейной жизни, социальной изоляции, снижению или потере социального статуса и к чувству ущербности, безнадежности, — отмечала тогда Гульфина Дамировна.