Мы должны говорить о башкиро-татарском симбиозе — эксперт ФАДН

В Казани завершились Дни башкирской культуры и просвещения в Татарстане. Напомним, мероприятия реализуются на средства гранта главы республики.

В ходе конференции в рамках Дней выступил руководитель Центра социокультурного анализа ИСИ РБ Юлдаш Юсупов. Являясь членом Экспертного совета Федерального агентства по делам национальностей он обратил внимание на тему о роли башкирского и татарского народов в укреплении росс гражданской идентичности. Отметив, что в России вряд ли найдутся два более близких к друг другу народа как башкиры и татары он иллюстрировал это примерами параллелей в культуре, языке, религии.

— Научное сообщество должно поставить вопрос о башкиро-татарском симбиозе, где каждый народ выполнял свою роль и занимал самостоятельную нишу. Башкиры меняли реальность в России. Татары органически адаптировали эту новую реальность в российское пространство. Взять хотя бы установление такого феномена как российский ислам. Башкиры стали защитниками ислама, результатом стало Магометанское духовное управление в Уфе и Оренбурге. Народ поволжских татар интегрировал ислам в России, — отметил Юлдаш Мухамматович.

Касаясь столетних юбилеев вхождения в федерацию наших республик он выделил, что башкирский проект стал прецедентом по созданию национальной территориальной автономии, заложив основы российского федерализма столетие назад, а сегодня Республика Татарстан является примером и ориентиром для многих регионов России.

— Татарский и башкирский национальные проекты это как Афины и Спарта греческих полисов, не противостояли, а наоборот дополняли друг друга в формировании общего культурного очага в России, — подчеркнул ученый.

Это подтверждают успешные мастер-классы по игре на курае, кубызе, вокалу и хореографии, которые прошли в Казани и Набережных Челнах. В этот же день прошли стратегические сессии, встреча с земляками «Һаумыһығыҙ, яҡташтар». Председатель Ассоциации молодежных землячеств Башкортостана Байрас Азаматов провел для молодежи мастер-класс по социальному проектированию.