Стратегия Башкортостана — от программного к проектному управлению

В преддверии Дня Республики говорили о Сентябрьском указе Главы РБ Радия Хабирова. В гостях передачи «Земля Санниковой» побывал директор Института стратегических исследований АН РБ доктор экономических наук Азат Янгиров.

Наталья Санникова: Если посмотреть этот документ — Указ, Стратегию — эксперты отмечают, что документ получился очень амбициозный с одной стороны, но с другой стороны и сбалансированный. Отмечают гармонию между социальным и экономическим блоками. Что вы отметили прежде всего, ознакомившись с этим документом?

Азат Янгиров: Отмечу, что в масштабах Российской Федерации это определенная новация — это первый документ такого плана, принятый на региональном уровне в нашей стране.

Документ говорит, во-первых, о том, что власти республики не идут проторенными путями. Мы видим, что глава региона Радий Фаритович Хабиров не избегает брать на себя очень серьезные обязательства и готов заявить о них сейчас и представить итоги реализации по итогам пятилетки.

Во-вторых, этот документ имеет и политическое значение — он определяет новые шаги в изменении стиля управления республикой. Переход к проектному управлению четко обозначен в структуре сентябрьского указа. Ставятся средне- и долгосрочные цели, которые предполагают командную работу нескольких министерств и ведомств.

Республике, а в особенности — управленцам, придется нелегко. Большие вызовы предполагают большие изменения.

Главный посыл Указа, по нашему мнению — вывести республику на более высокие уровни по тем позициям, по которым мы традиционно отставали. Да, есть у республики сильные стороны — все прошлые годы ставка делалась на них, на привычные и, зачастую, беспроигрышные варианты.

Башкортостан считается крупным регионом в масштабах федерации: и по валовому региональному продукту, и по объему собираемых налогов и сборов, и по производству сельскохозяйственной продукции. И по ряду позиций мы занимаем в России одни из передовых мест.

Но есть позиции, которые развивались недостаточно быстро. Раньше о них было не принято говорить, но настоящий указ определяет именно эти направления ускоренного развития.

На наш взгляд в указе сбалансированно определены точки развития, причем они идут в четкой системе, а не являются такой «вещью в себе», оторванной от остальных направлений развития.

Например, заявляется о создании двух особых экономических зон в республике (а пока еще нет ни одной, на одну подана заявка и она находится на рассмотрении) — это мегазадача. Предполагается создания пятидесяти индустриальных и агропромышленных парков — это предполагает более чем двухкратное увеличение числа таких элементов инфраструктуры.

Наталья Санникова: Здесь же приведу пример из указа — строительство десяти оптово-распределительных пунктов, которые в том числе будут включать в себя и качественное хранение продуктов. Например, мы производим много картофеля, но к середине зимы свой собственный картофель заканчивается — и нам приходится его приобретать с добавочной стоимостью у соседей же.

Азат Янгиров: Да, большинство позиций указа стремятся преодолеть точки разбалансированности, имеющиеся в республике. Разбалансированность производства и распределения, сбыта и логистики.

Указ предполагает перестройку многих сторон нашей жизни — это определенный вызов для сложившейся системы управления в республике. на наш взгляд, к концу пятилетки мы получим не только эти исчисляемые в рублях и квадратных метрах результаты в социальной сфере, экономике. На мой взгляд, мы получим совершенно новую систему управления — более мобильную, оперативно реагирующую на внешние вызовы — то есть и более эффективную.

Основной элемент этой новой системы управления — оперативность, которая обусловлена открытостью системы. Внедренная система «Инцидент» однозначно прижилась и задает тон в общении власти и жителей. Держать руку на пульсе позволяют практически еженедельные «стройчас», «здравчас» и «инвестчас» внедряемые и на уровне муниципалитетов. Участие граждан в использовании бюджета — это проекты инициативного бюджетирования, развиваемые в республике: Программа поддержки местных инициатив, Башкирские дворики.

Эта система управления, опирающаяся на многозадачность и широкий канал общения с внешней средой, вкупе с системой проектного управления позволит не только достигнуть поставленных целей. Заметим, что эффективное управление позволяет достичь высоких результатов и при скудных ресурсах.

Отлаженная по-новому система управления открывает перспективу и на следующую пятилетку.