Окна возможностей – какие отрасли могут развиваться в кризис. Интервью для «Вести-Башкортостан»

Ученые Башкирии исследовали «окна возможностей», которые могут открыться перед производственными предприятиями в период экономического спада, связанного с пандемией коронавируса. Для каких отраслей сегодняшнее время может оказаться выигрышным, рассказала заместитель директора по науке Института стратегических исследований РБ, доктор экономических наук Альфия Кузнецова.
Светлана Валиева: Начнем с того, какие отрасли в этот сложный для всех остальных отраслей период, оказались в выигрыше?
Альфия Кузнецова: Наиболее стабильными в современных условиях являются обрабатывающие производства, добыча полезных ископаемых, обеспечение энергоресурсами населения и предприятий, государственное управление, образование и здравоохранение. Наиболее уязвимыми сферами экономики являются оптовая и розничная торговля непродовольственными товарами длительного пользования, гостиничное и ресторанное дело, операции в сфере недвижимости.
Есть официальные статистические данные, которые использовались в расчетах. Структура валового регионального продукта является для нашего региона традиционной: примерно сорок процентов дает промышленность, около семи процентов — сельское хозяйство, пятнадцать процентов — это сфера торговли.
По нашим подсчетам примерно семьдесят процентов официально трудоустроенного экономически активного населения сейчас продолжают активно работать с учетом условий профилактики распространения коронавируса. Это либо удаленная деятельность, либо работа на предприятиях, вошедших в список «жизненно необходимых» для нашего региона. Безопасность — это, конечно, наиглавнейшее условие, но экономическая активность продолжается.
С.В.: Какие предприятия, на Ваш взгляд, не пострадали от пандемии? Какие преференции получили отрасли, которые могут активно развиваться?
А.К.: Одна из перспективных отраслей сейчас — это сельское хозяйство. Продовольственная безопасность, продовольственная независимость для нашего региона всегда стояла в приоритете. Это обусловлено и большим населением республики, и высокой вовлеченностью в страновые и глобальные цепочки производства агропродукции. Так, наш регион всегда занимал первое место по поголовью крупного рогатого скота, производству молока, меда.
Естественно, российские ученые, экономисты-аграрники — в частности, прекрасно об этом знают. Для нас важно сохранить статус передовой сельскохозяйственной республики. Трудности, с которыми сталкиваются другие российские регионы, по большей части схожи. Мы живем в едином экономическом пространстве, хотя и имеются региональные нюансы. Мы, развиваясь в рамках общероссийских изменений, также сталкиваемся с определенными трудностями.
В этой связи хотелось бы коснуться и безработицы, которую способна решить аграрная отрасль. Проблему возникающей в сложные периоды безработицы способны решить и сами люди — надо искать новые возможности, идти в наиболее востребованные сейчас отрасли и сферы. В вашей передаче на днях был показан сюжет «На селе работы много» — и это действительно так. Поэтому один из путей, где человек мог бы реализовать свои знания и опыт, — это сельское хозяйство.
С.В.: Какие еще отрасли могут развиваться в условиях повышенной готовности к эпидемии? На мой взгляд это сфера доставки. Многие ли розничные магазины способны освоить эту сферу?
А.К.: В прошлом году мы с зарубежными нашими коллегами проводили масштабные исследования по выявлению факторов миграционной трансформации на рынке труда стран Евросоюза. Мы выяснили, что миграционные трансформации, на самом деле, не оказывают столь существенного влияния формирование структуры рынка труда. Приоритет все равно остается за специалистами с высшим образованием. И в течение последних десяти-пятнадцати лет это является устойчивым трендом.
Заметим, что в странах Евросоюза в последние десять лет число выпускников по направлению ай-ти технологии увеличилось в два с половиной раза. Мы видим, что к цифровизации страны Европы шли кропотливым путем. Мы вышли сейчас на новый виток развития в плане технологий и цифровизации — надо рассматривать это как плюс и ничего плохого в этом нет.
С.В.: Над чем еще трудятся ученые вашего института?
А.К: Наши ученые практически в круглосуточном режиме работают в рамках Ситуационного центра Республики Башкортостан. Понятно, что в таких условиях необходимо мобилизовать все силы, в первую очередь — науку. На сегодняшний день мы подготовили несколько пакетов мер по обеспечению устойчивости функционирования экономики республики, которые мы разработали совместно с органами государственной власти республики. Один из этих пакетов содержал и корреляционно-регрессионный анализ по выявлению факторов, оказывающих влияние на формирование валового регионального продукта, в моделях нами было использовано свыше тридцати относительных показателей. В результате мы получили обоснованные выводы, проверенные и на данных других регионах страны.
С.В.: Возможно, что аграрии могут выиграть и в масштабах страны. На рынки Приморья и Дальнего Востока поставлялась продукция из Китайской Народной Республики. Сегодня этот рынок может освободиться.
А.К.: Действительно, рынок отдельных регионов страны остается ненасыщенным. В первую очередь бросается в глаза Дальний Восток, но и наши ближние соседи тоже нуждаются в продовольствии: Челябинская и Курганская, Екатеринбургская области. Поэтому действия Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан по увеличению посевных и обрабатываемых площадей, увеличению поголовья крупного рогатого скота — сыграют только на пользу нашей экономике. Это и дополнительные рабочие места, и мультипликативный позитивный эффект на экономику нашего села — а в сельской местности, напомним, живет около сорока процентов населения республики.
С.В.: Что скажете о развитии онлайн-образования? Раньше онлайн-образование практически не развивалось, а сейчас наши школьники не выходят из онлайна.
А.К.: Это верно. Сфера образования сейчас вышла на новый виток развития. Примерно 480 тысяч учащихся школ, тридцать тысяч учителей перешли на дистанционную систему образования. Около девяноста тысяч студентов очного и заочного обучения и пять тысяч человек профессорско-преподавательского состава обучаются и работают в онлайн-системах.
С одной стороны надо отметить готовность нашей цифровой инфраструктуры к работе с такими объемами. С другой стороны, — и наше население относительно быстро приняло эти новые правила. Здесь мы должны сказать огромное спасибо нашим педагогам, которые смогли перенастроить свои учебные планы, свою работу для обучения наших детей в новых, непривычных условиях.
Понятны, конечно, переживания родителей, которые наблюдаются в социальных сетях, но они совершенно напрасны. Понятно, что это вынужденная мера и долго такая ситуация продолжаться не будет. Все это прекрасно понимают. Надо отметить, что в эти недели родители осознали насколько высока социальная роль учителей и педагогов. Наши учителя и преподаватели сумели организовать образовательный процесс. И мы, как родители, понимаем насколько высок статус учителя, педагога, воспитателя.
С.В.: То есть не было бы счастья, да несчастье помогло. Действительно, всемирная сеть дает много возможностей для обучения. На этом наше эфирное время истекло. Спасибо, что Вы вышли в эфир. Надеемся, что исследования ваших ученых помогут правительству Башкирии и Ситуационному центру. Полагаю, что меры, принимаемые властями, наукой и бизнесом помогут преодолеть эту сложную пору.