Уход от зарегулированности вузов и «онлайн-преемственность» научных школ — уроки пандемии обсудили члены общественного совета Минобрнауки России

Директор Института стратегических исследований РБ д.э.н. Александр Дегтярев в качестве заместителя председателя Общественного совета при Министерстве науки и высшего образования России принял участие в широком обсуждении реформ, ожидающих высшую школу. В онлай-режиме участники заседания обсудили актуальные проблемы организации учебного процесса в условиях пандемии и после нее.

К обсуждению были представлены тезисы аналитического доклада «Уроки «стресс-теста»: вузы в условиях пандемии и после нее», подготовленного по инициативе Минобрнауки РФ. Заседание провел председатель Общественного совета, научный руководитель ФГБУН Институт всеобщей истории РАН Александр Чубарьян. В обсуждении принял участие министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков.

Доклад, подготовленный рабочей группой ученых и преподавателей из тринадцати вузов страны, структурирован в семи разделах. Подробно рассмотрены реалии постпандемической высшей школы: от квалификации участников образовательного процесса и новых форм преподавания до цифровизации вузов и управления сферой высшего образования. Каждый раздел резюмируется «уроками» — вопросами, которые актуализировал период пандемии.

«Система высшего образования страны справилась со стресс-тестом», — отмечается в выводах аналитического доклада. Вместе с тем, члены рабочей группы подчеркивают, что «уроки» этого периода требуют системных решений. Предложения по решению решения двух основных проблем — негибкости образовательного процесса и сохранения научных школ в вузах — были внесены и членами Общественного совета из Башкортостана.

Заместитель председатея Общественного совета д.э.н. Александр Дегтярев подчеркивает, что вузы сейчас пересматривают методологию преподавания, ориентируясь на обретение абсольвентом навыков и компетенций согласно Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) и главным препятстивием является жесткость и негибкость установленных рамок. Предложения, касающиеся «проверочных каникул» до 2024 года (проверки вузов будут касаться лишь финансовой деятельности), включенные в анализ ситуации, решают эту проблему лишь отчасти — потому что проблема остается нерешенной.

По мнению ученого, новые вызовы требуют предоставления большей свободы вузам по формированию своих образовательных программ — что требует и пересмотра ФГОС. Это позволит вырабатывать вузам собственные методики, сочетающие привычные формы с использованием онлайн-технологий и тренажеров, синхронным обучением в онлайн-формате и обеспечивать цифровой дидактикой.

Вторая актуальная для Россиия проблема — это сохранение научной преемственности. Она особенно актуальна для вузов России, так как более половины преподавателей высших учебных заведений относятся к возрастной категории «50+». Молодые преподаватели легко ориентируются в современной цифровой среде, но у них отсутствует опыт научной деятельности. В то же время представители научных школ не могуть в полной мере использовать онлайн-возможности.

«Более 60% преподавателей отметили, что даже к концу периода работы в дистанционном формате не имеют достаточных компетентностей в области использования как университетских систем управления обучением, так и сторонних цифровых сервисов, в области поддержки и сопровождения студентов с использованием мессенджеров, социальных сетей, сервисов совместной работы с документами», — говорится в докладе.

Решить эту проблему позволят регулярные курсы по методике преподавания в цифровой среде для профессорско-преподавательского состава. Финансирование таких программ на федеральном уровне позволит перенести наработанный опыт, знания и компетенции старшего поколения ученых в новую цифровую среду — тем самым сохранится научная преемственность на вузовском уровне.

В целом разработчики доклада подчеркивают, что при работе университетов в условиях пандемии проявилась необходимость разработки и реализации новой комбинированной модели образовательного процесса, в которой традиционное взаимодействие студентов и преподавателей, практическая, научная и социальная деятельность будут сочетаться с использованием онлайн-курсов и тренажеров, а также с синхронным обучением в дистанционном формате.

При этом, по мнению экспертов, ряд важнейших процессов университетской жизни не поддается переносу в виртуальное пространство. Несколько месяцев дистанционной работы показали, что полностью перенести программы высшего образования в онлайн-формат едва ли удастся, а дальнейшее развитие цифровой среды университетов откроет новые возможности для студентов и преподавателей.

«Теперь наша общая задача, с учетом уроков и опыта, полученных за время пандемии, сформировать модель деятельности организаций в новом изменившемся мире. Я уверен, что высшая школа и наука вместе с Министерством справятся с этой задачей», – резюмировал министр Валерий Фальков.