РБК. Число богатых семей в Башкирии за год сократилось на 45%

По доле домохозяйств с высокими доходами республика занимает 15 место среди регионов.
В Башкирии в первом квартале 2021 количество домохозяйств с высоким достатком сократилось на 45,1% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года. Если на начало прошлого года в республике проживало 47,8 тысячи семей, которые ни в чем себе не отказывали, то в этом году таковых осталось лишь 26,2 тысячи. Об этом сообщает аналитическая служба международной аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza. Исследование проводилось на основании опросных данных Росстата.

Башкирия по сокращению абсолютного количества богатых семей находится на десятом месте среди регионов. Больше всего состоятельных домохозяйств потеряла Москва — за год пандемии благополучных семей в столице стало на 356,4 тысячи меньше. В Дагестане количество состоятельных домохозяйств сократилось на 93,9 тысячи, в Белгородской области — на 48 тысяч, Татарстане — на 46,9 тысячи.

По доле богатых семей Башкирия находится на 15 месте среди регионов. В республике из 1,4 миллиона домохозяйств 2,5% считают себя состоятельными. В Челябинской области таковых 2,6%, Карелии — 2,7%. Больше всего доля богатых семей в Москве — 13%, Ямало-Ненецком автономном округе — 5,5%, Красноярском крае — 5%.

По стране количество семей, которые ни в чем себе не отказывают, за год сократилось на 38,9%. Если в первом квартале 2020 года богатых домохозяйств в России было 1,7 миллиона, или 3,1% от всего числа, то в этом году — чуть больше миллиона, или 1,9%.

Данные Росстата основаны на опросе 48 тысяч домохозяйств по всей стране. Под самыми обеспеченными понимаются домохозяйства, которые сообщили, что имеют достаточно средств, чтобы купить все, что считают нужным.

Как рассказала РБК Уфа доктор экономических наук, заместитель директора по научной работе Института стратегических исследований РБ Альфия Кузнецова, с 2015 года в стране наблюдается нулевой рост реальных располагаемых доходов населения. Пандемия только усугубила эту ситуацию. При этом понятия богатства и бедности оцениваются людьми субъективно, указывает эксперт.

«Богатые семьи, имеющие собственный бизнес, испытывают снижение потребительского спроса, а потому, бедность, оцениваемая, в том числе, с точки зрения концепции лишений, а не с позиции экономической теории роста благосостояния, ассоциируется у богатых людей с ограничением возможностей удовлетворять ранее доступные для них потребности. Вполне возможно, что респонденты, принявшие участие в выборочном обследовании, могли оценивать изменение качества своего питания, либо недоступность приобретения брендовой одежды и обуви, либо, например, последней модели люксового автомобиля. Возможно, что кто-то из них ощутил на себе ограничения возможностей путешествовать за рубежом. Для многих людей пандемия изменила потребительскую мотивацию, эмоциональные покупки (совершаемые мгновенно) заменились на рациональный подход и экономию, прагматизм», — говорит Кузнецова.

Если для состоятельных граждан пандемия и кризис обернулись вынужденным переходом максимум в средний класс, то гораздо более тревожная ситуация складывается с падением доходов беднейших слоев населения, напоминает экономист.

Автор: Наиль Байназаров

Фото РБК Уфа

Подробнее на РБК