ИСИ РБ принял активное участие в создании интерактивной музейной экспозиции «История сельских школ РБ»

30 июня состоялась презентация интерактивной музейной экспозиции «История сельских школ Республики Башкортостан» на базе Старопетровской средней общеобразовательной школы Бирского района республики. Проект реализован совместно с Центром социализации и развития «Одаренные дети» на грант Главы Республики Башкортостан при поддержке Фонда содействия гражданскому обществу Республики Башкортостан.Институт стратегических исследований Республики Башкортостан стал главным партнером, оказавшим существенную консультационно-методическую поддержку в реализации этого проекта.В ходе реализации проекта ученые института оказывали поддержку в части создания концепции музея, сайта школьного музея села Старопетрово Бирского района, а также интерактивной карты школьных музеев Республики Башкортостан.

Открывая это событийное для школы мероприятие, директор школы Хафизова Татьяна Владимировна отметила, что школьный музей является образовательным местом, где задачи обучения и воспитания, в том числе и во внеурочное время, имеют решающее значение. Только в нем может быть наиболее последовательно воплощена идея сотворчества учащихся, учителей и родителей. В сельской местности школьный музей является одним из важнейших факторов в расширении образовательного и культурно-просветительского пространства. Татьяна Владимировна выразила огромную благодарность Институту стратегических исследований Республики Башкортостан за участие в создании интерактивной музейной экспозиции «История сельских школ Республики Башкортостан».

О создании полноценного исторического музея школьный коллектив мечтал уже давно. Стараниями учителей и учащихся школы был собран обширный документальный материал о деятельности школы, об истории села, экспонаты, характеризующие быт и культуру местного населения. Эта идея была поддержана вице-президентом Академии наук Республики Башкортостан, известным российским ученым и общественным деятелем Александром Николаевичем Дегтяревым: «В 2021 году Институт включился в реализацию этой общественно-гражданской инициативы, поскольку сфера образования также является областью научных исследований. В основе любого, а не только государственного музея, лежит научная концепция развития и научное проектирование музейных экспозиций. И мы удовлетворены тем, что смогли оказать поддержку именно в этой части реализации проекта. Сотрудниками института также была проведена большая дополнительная исследовательская работа по этой теме в Центральном государственном архиве Республики Башкортостан, Национальной библиотеке, и результатом этой работы стала научная публикация сотрудников в журнале института «Уфимский гуманитарный научный форум». Александр Николаевич отметил, что краеведы школы, реализуя этот проект, сделали очень большой вклад в сохранение исторической памяти и успешно продолжают формирование на базе школьного музея новой современной культуры. Обращаясь к участникам события, он отметил: «Здесь есть село Старопетрово и его крепкие сложившиеся традиции, есть сельская школа, которая помогает сохранить село. Есть память о родителях и жителях, бережно хранимая поколениями учителей и учеников. Формирование этой культуры дает многое детям, и прежде всего интерес к знаниям, к работе.Это закладывается в них именно в школе первыми учителями».

В своем выступлении глава администрации Старопетровского сельского совета Маммаева Марина Евгеньевна сказала следующее: «Как бы мы сегодня не назвали школьный музей, важно одно, музей и школа — это дорога в будущее, где воплощаются новые идеи нового века, и базовая школа села Старопетрово – это наш главный сельский социокультурный центр».

Присутствовавшие на презентации экспозиции представители Управления образования Бирского района начальник отдела информационно-методического службы Гузель Маснавиевна Мальцева и методист Наталья Николаевна Князева отметили значение и важность музейной работы в школе: «Цель музейной деятельности – формирование чувства ответственности за сохранение природных богатств, художественной культуры края, гордости за свое Отечество, школу, семью, то есть чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины. Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, вечеров, конференций способствует заполнению их досуга. В процессе исследовательской деятельности учащиеся овладевают различными приемами и навыками краеведческой и музейной деятельности, а в ходе краеведческих изысканий – основами многих научных дисциплин, не предусмотренных школьной программой.Значение такой работы трудно оценить. Познать свой край, свою историю – какое это прекрасное средство воспитания! И далекое прошлое нашего края, и настоящее, и будущее помогают понять нашим учащимся во имя чего и как надо жить».

Больше фото в Фотогалерее