Почему Салават Юлаев стал народным героем Башкирии? Комментарий Азата Бердина для ИА «Башинформ»

Почему именно он стал национальным героем Башкирии? Ведь среди вождей башкирских восстаний разных лет (1645, 1662 — 1664, 1681 — 1683, 1735 — 1740, 1755 годов) немало героев более удачливых, чем Салават? Например, тархан Алдар батыр Исекеев, лидер последнего удачного для башкир восстания 1705-1711 гг., при котором повстанцы доходили до Кавказа и Казани.
«Дело в том, что прошлые башкирские восстания, при своих внушительных физически масштабах, оставались локальным, преимущественно башкирским делом. Восстание Салавата было первым, в котором башкиры шли вместе с русскими и представителями других народов России решать внутренние проблемы страны. Это — показатель завершающей степени интеграции», — рассказывает директор Центра социокультурного моделирования, кандидат философских наук Азат Бердин.

Профессор Вадим Трепавлов анализирует одну из песен Салавата, общий смысл которой заключается в призыве к соратникам: «Каждый батыр, что любит страну, Равным себе признает пусть: Башкира, что пасет коней…» и далее перечисляются по очереди русский, татарин, чуваш.

Немаловажно и то, что Салават Юлаев был яркой, харизматичной личностью: воин, поэт, лидер, оратор. И вполне закономерно, что уже при жизни Салават стал героем башкирского фольклора – об этом свидетельствуют дореволюционные знатоки башкирского фольклора и быта.

Салават был из зажиточной семьи. Иметь до 4 жен в 18 веке в башкирском мусульманском обществе было совершенно нормальным явлением. Согласно преданию, он имел трех жен. О них почти ничего не известно – метрики в то время ещё не вели. Официально от жён у Салавата двое родных детей. Их арестовали в ходе преследования Салавата Юлаева и его семьи.

Что случилось с женами Салавата Юлаева после его ареста – тайна, покрытая мраком. Известно лишь, что они были взяты в заложники еще до того, как Салавата настигли солдаты царской армии.
Но харизматичность народного героя Башкирии, историческая роль и значимость его образа в обществе была настолько велика, что народ (это доказывают исследования фольклора) приписывал Салавату Юлаеву значительно больше количество возлюбленных. В народном творчестве звучали имена: Амина, Зулейха, Гульбазир, Айхылыу, Маудия, Буранбикэ. Бытуют также предания о женитьбе Салавата на калмычке, чувашке, татарке, русской женщине. Таким образом каждый народ стремился подчеркнуть причастность Салавата Юлаева и к своему этносу, так сказать, «породниться» с героем.
Это подтверждают и ученые: по их мнению, главное в образе Салавата – не просто то, что он национальный герой и самый узнаваемый символ Башкортостана. Это, прежде всего, образ, символ дружбы народов, скрепляющий их единство на земле Башкирии.

Кстати, эта роль образа Салавата как символа дружбы народов и боевого братства очень ярко раскрылась в период советской модернизации и Великой Отечественной войны, считает руководитель исполкома Всемирного курултая башкир Юлдаш Юсупов.

«До СССР Салават был сугубо башкирским народным героем и мало известен за пределами республики, по крайней мере, вне специализированных трудов историков и краеведов, малодоступных тогда широким народным массам — Пушкина, Нефедова, Лоссиевского и др. Очень мощной и удачной культурной работой советской власти был ввод героев народов России в общесоветский пантеон. Салават стал любимым героем читателей и зрителей миллионов жителей СССР всех национальностей. И такое освоение национальных нарративов в общий гражданский контекст формировало очень мощную наднациональную советскую легитимность, настроенную на дружбу народов. Она выдержала самое страшное из возможных испытаний — Великой Отечественной войной. Общеизвестен, к примеру, лозунг гвардейцев Башкирской кавалерийской дивизии: «Потомки Салавата отступать не умеют!», — отмечает Юлдаш Юсупов. — Этот образ воплощал в себе не только доблесть и свободолюбие башкирского народа, но и боевое братство народов России, совместный поиск справедливости. Это важный культурный опыт, который следует осваивать и нашим современникам».

Автор: Артем Валиев

Подробнее в материале ИА «Башинформ»