На кадровом форуме в Уфе обсудили университеты будущего

27 апреля в Уфе в рамках кадрового форума «Человеческий капитал страны: вызовы региональной стратегии 2030» прошло обсуждение возможностей развития ВУЗов РБ в качестве инновационно-образовательного пояса региона.ными компетенциями, потому что предсказать востребованные профессии на 3-5 лет вперед довольно сложно.

Первый спикер, Дмитрий Котов, директор Института стратегических исследований РБ, осветил особенности образовательной среды нашей республики:
— Очередным вызовом является доля выпускников школ, поступивших в ВУЗы. По России это 43%, а в Башкортостане всего 29%. Значит, эти люди либо уехали, либо не получают высшее образование. И самый важный момент – это роль ВУЗов в экономике. Они станут драйверами, и тем самым будут повышать производительность труда.

В выступлении Рамиля Бахтизина, ректора УГНТУ, была представлена программа развития опорного вуза по модели Университета 4.0.
— В программе развития УГНТУ, которая рассчитана на несколько лет вперед, заложена концепция Университета 4.0. Принципиально новой функцией будет являться социальная. Один из ее признаков заключается в повышении привлекательности среды и внедрении новых качеств в жизнь региона. У нас существует миграция потенциальных студентов. Примерно каждый 4 студент республики уезжает из Башкортостана. Если сравнивать показатели с соседним Татарстаном, то у нас на 4 млн. 100 тысяч жителей приходится 15 тысяч студентов, а у них – на 3 млн. 800 тысяч 163 тысячи студентов. Поэтому мы должны создать ВУЗ, руководствуясь следующими признаками: качественная работа со средой, то есть со студенческим городком; исключение лишних бизнес-процессов и сосредоточение только на ключевых программах; развитие талантов.
В плане образовательной деятельности мы нашли для себя новый формат обучающих программ. Недавно открылись две кафедры, но не традиционные вузовские, а кафедры предприятий Роснефти при УГНТУ. Также мы расширили подготовку для иностранных студентов и ввели проектно-ориентированное обучение, где большое внимание уделяется практике, — отметил проректор УГНТУ по учебно-методической работе Баулин Олег Александрович.

Ректоры УГАТУ И БГМУ, Николай Криони и Валентин Павлов, также рассказали об основных принципах обеспечения эффективного учебного процесса в своих университетах. Так, в УГАТУ основной формой подготовки студентов является целевое направление, а обучение носит программно-прикладной характер. В БГМУ сочетаются несколько принципов: обеспечение непрерывного повышения квалификации; международное сотрудничество; партнерство государства и профильных организаций и применение инновационных программ.

— Мы опросили наших производственников и выявили основные проблемы, которые они видят в выпускниках. Это слабое знание базы и производства, несмотря на то, что их готовят для работы в промышленности, — подчеркнул Шамиль Шарипов, генеральный директор ООО «Газпром трансгаз Уфа» в своем докладе. – Видимо, студентов готовят на консервированных знаниях и подходах, и тогда это уже вопрос к системе образования. Мы многое делаем для того, чтобы минимизировать сложившиеся разрывы. Например, включили УГНТУ в состав опорных вузов Газпрома, приблизив таким образом компетенции и ресурсы газовой компании к академическому миру.

По итогам работы секции «Университет: инновационно-образовательный пояс региона» были обработаны данные анкетирования, проведенного в начале пленарного заседания. Более 75% опрошенных сказали, что университеты РБ могут стать драйверами развития инновационной экономики, а больше половины ответили, что ВУЗы для сохранения абитуриентов должны работать с наибольшим количеством школ республики. Также голосование выявило необходимость конкретного заказчика для высшего образования, и в его роли должно выступать не только государство, но и весь бизнес. Негативная тенденция наблюдалась при ответе на вопрос: «Когда университеты РБ смогут стать университетом 4.0?» Большинство ответило, что ВУЗы республики станут догоняющими и приобретут статус 4.0 только после 2030 года. Для этого требуется не только всесторонняя поддержка – федеральная, региональная и от бизнеса – а еще и желание университетов быть лидерами не только в образовании, но и в подготовке специалистов с различными компетенциями, потому что предсказать востребованные профессии на 3-5 лет вперед довольно сложно.