Россия упускает «зеленый капитал» — в Госдуме России обсудили инвестсотрудничество со странами исламского мира

Ученые ИСИ РБ приняли участие в заседании рабочей группы Государственной Думы Российской Федерации по вопросам развития инвестиционного сотрудничества России со странами исламского мира. В обсуждении участвовали представители научного и экспертного сообщества, депутаты Государственной Думы РФ, представители дипломатических миссий, эксперты консалтинговых компаний и инвестиционных фондов.

— Долгосрочные отношения с инвесторами надо строить, основываясь на внешних инвестиционных стратегиях этих стран. Наша собственная стратегия должна стать целеориентированной и дифференциорованной. Каковы факторы и условия привлечения инвестиций из стран исламского мира и как можно повлиять на инвестиционную привлекательность России в целом и отдельных регионов нашей страны, — так обозначил цель заседания модератор совещания депутат Государственной Думы РФ Гаджимурад Омаров.

Он также отметил, что Россия богата не только своими энергетическими запасами, но и туристскими и рекреационными ресурсами, что особенно актуально для регионов нашей страны.

Проблемы инвестиционного сотрудничества России с иностранными партнерами в целом и странами исламского мира – в частности, на совещании представила старший научный сотрудник ИСИ РБ кандидат экономических наук Альмира Нагимова.

По данным прошлого года иностранные инвестиции в нашу страну уменьшились до уровня шестилетней давности, а в сравнении с нашими партнерами по БРИКС – Бразилией, Индией и Китаем – мы проигрываем. Уже по этому можно судить, что Россия сейчас представляется рынком повышенного риска.

Подробнее ученый остановилась на взаимоотношениях со странами Персидского залива. Участникам совещания были представлены результаты исследования, в котором проанализированы 250 сделок слияний и поглощений, с 1991 года по настоящее время.

 —Поворотным видится 2008-2009 год, когда в западном мире ощущались волны экономического кризиса. Число заключенных сделок выросло в четыре-пять раз в сравнении со среднегодовым показателем 1991-2006 годов, — отметила Альмира Загировна.

Самым активными инвесторами являются Объединенные Арабские Эмираты (43%), Саудовская Аравия (22%) и Катар (10%). Причем больше всего их привлекал финансовый сектор (28% — практически каждая третья сделка), производство и сырьевой сектор занимают долю в 17-19%.

 

Правительство Гонконга вышло на рынок сукук в 3-й раз:
• $1 млрд., 2014, х5 (переподписка)
• $1 млрд., 2015
• $1 млрд., 2017
Правительство Великобритании
• £200 млн., 2014, х12 (переподписка)
• 2018 (объявлено)

Перспективным для России, по мнению экономиста, является активность на рынке сукук. Ценные бумаги сукук являются сертификатами равной номинальной стоимости, удостоверяющими долю владения в активах инвестиционного проекта.

— С 2012 года рынок сукук находится на подъеме и тренд количества сделок восходящий. Так, в 2017 году общий объем сделок этой категории практически достиг планки 100 миллиардов долларов. Достаточно сказать, что Правительство Великобритании в 2014 году выпустило облигаций сукук на 200 миллионов фунтов стерлингов — и тогда спрос превысил предложение в двенадцать раз, — отмечает Альмира Нагимова.

Ученый считает, что стратегия работы со странами исламского мира должна основываться на точечной работе с исламскими инвесторами — например, по отдельным перспективным проектам государственно-частного партнерства.

Имеющийся сейчас единственный инструмент работы с инвесторами из стран исламского мира – Российский фонд прямых инвестиций – явно недостаточен для того, чтобы активизировать работу. Нужны еще и региональные фонды прямых инвестиций.

Выход государства и компаний на международный рынок сукук определенная потребность – рынок пресыщен спросом и для новых предложений есть определенная доля.

А в работе с исламскими банками (как в привлечении зарубежных исламских банков, так и в поднятии своих, российских) исключительно законодательных мер никогда не достаточно: все тесно взаимосвязано с вопросами инфраструктуры, человеческого капитала и широкомасштабной поддержки.

Результатом заседания рабочей группы будет резолюция с рекомендациями и предложениями органам государственной власти по повышению инвестиционной привлекательности России.