Азат Янгиров: Инвестора привлекает будущее территории — ее стратегическое видение

В соответствии с организационным планом работы Правительства Республики Башкортостан 17 октября 2018 года Минэкономразвития РБ проведено очередное совещание с инвестиционными уполномоченными муниципальных районов и городских округов республики. Мероприятие прошло под руководством министра экономического развития РБ Сергея Новикова.

В ходе совещания Сергей Новиков призвал присутствующих более тщательно рассмотреть озвученную идеологию пространственного развития территорий: «Здесь мы выстраиваем работу на достижение показателей, которые заложены в 204 «майском» Указе Президента России», – обозначил министр.

По этому вопросу выступил директор Института стратегических исследований РБ д.э.н. Азат Янгиров, который выделил основное качество территории, которое привлекает инвестора: «Есть ли будущее у этого муниципалитета?» Для бизнеса, вкладывающего деньги, ключевым фактором является будущее этой территории — поэтому в этом году впервые в республике была начата работа по стратегированию муниципалитетов.

— Чем длительнее период стратегирования, чем выше степень кооперации агентов, действующих на территории — тем больше инвестиционная привлекательность муниципалитета. И здесь ключевым фактором является образ будущего, который мы создаем в ходе стратегических сессий. В результате получается не лоскутное одеяло из разномастных и, порой, не связанных отрывков статистики, а внутреннее понимание целостности территории. Причем к работе над документом привлекаются непосредственные исполнители стратегии, что повышает степень ее реализации, — отметил Азат Вазирович.

В своем выступлении он привел особенности работы по стратегиям двух десятков муниципальных стратегий, над которыми сейчас работают ученые Института стратегических исследований Республики Башкортостан.

Ученый отметил, что власти региона не поддались позыву сделать формальные стратегии. Сложности на первых порах дадут эффект в долгосрочной перспективе. В первую очередь отказались от написания “кабинетных” стратегий, когда группа чиновников и ученых строит стратегию территории опираясь только на официальные статистические данные и мнения должностных лиц.

— Отличие новых стратегий в том, что это живые документы, — подчеркнул ученый. — Мы исходили из понимания, что органы власти – не единственные, кто имеет долгосрочные цели. Есть крупный и мелкий бизнес, есть общественные организации, есть соседние регионы со своими программами развития. Каждый из жителей региона, имеет свои личные стратегии. Поэтому при разработке муниципальных стратегий ставка делается на максимальное вовлечение населения и бизнеса районов и разработку проектов межмуниципального сотрудничества.

Он отметил два главных посыла, которые легли в основу разработки муниципальных стратегий. Первое — это отказ от кабинетной модели стратегий. Второе — ставка на выявление уникальных черт территории, которые позволят преуспеть в стратегической перспективе.

— Ясно, что ресурсы муниципалитетов ограничены и всеобъемлющая стратегия из категории «всем сестрам по серьгам» только распылит ресурсы. Чем-то придется пожертвовать ради будущего успеха — и такой выбор может сделать только сам район: муниципальные органы государственной власти, активные жители и предпринимательское сообщество, — выделил этот нюанс Азат Янгиров.

Основываясь на опыте написания республиканской Стратегии-2030 ученые ИСИ РБ выработали собственную методику стратегической разработки территории. Первый этап — аналитический — был завершен в июле 2018 года. В августе параллельно прошли два этапа “полевой” работы: социологические опросы и форсайт-сессии в муниципальных районах. Четвертый этап — экспертной работы — начнется по завершении форсайтов и опросов. Самый важный этап — публичное обсуждение стратегий планируется провести в ноябре текущего года.

Азат Вазирович привел и четыре ключевых отличия работы группы ученых ИСИ РБ над стратегиями муниципалитетов:

Во-первых, это широкомасштабные социологические опросы. В рамках разработки муниципальных стратегий ученые провели масштабное социологическое исследование — «четырехтысячник». На 79 вопросов ответили четыре тысячи жителей республики — последнее исследование такого масштаба проводилось также социологами ИСИ РБ три года назад (в 2015 г.) при работе над Стратегией-2030.

Во-вторых, это проведение стратегических сессий. Они состоят из двух частей: экспертной и форсайтной. В первой ученые представляют наработки и очерчивают круг проблем с точки зрения науки. В форсайтной части сами районы выявляют тренды и проекты по использованию или противодействию этим трендам.

Только привлечение ключевых исполнителей и групп интересов к работе над общим для территории документом определяет жизнеспособность стратегии. Поэтому в работе по методике рапид-форсайт участвуют ключевые участники реализации стратегий муниципалитета, включая общественные организации и бизнес-сообщество районов.

Третьим элементом успешности разработанных муниципальных стратегий является единая методология, подготовленная Министерством экономического развития РБ во взаимодействии с учеными ИСИ РБ. Общие рамки строго удерживают документ в рамках требований федерального и регионального законодательства, ориентируют на стратегические цели страны и республики.

Вместе с тем, они не ограничивают научно-методологическую составляющую, позволяя применять все современные методы стратегических разработок. Вкупе с работой «в поле» это позволяет максимально использовать ресурсы территории и опираться на ее потенциал.

Четвертой основой реальной стратегии является межмуниципальное взаимодействие в стратегической перспективе. Ученые ориентируются на сотрудничество и совместные проекты не только в пределах республики, но и с соседними приграничными регионами. Ученые отмечают синергетических эффект от подобной работы — в перспективе можно строить муниципальные проекты, выходящие уже на федеральный уровень. Соседние с нами регионы уже прописывают такое сотрудничество в своих стратегических документах.

Директор ИСИ РБ в заключение отметил сложности, с которыми пришлось столкнуться в работе. Во-первых — это отсутствие актуальных статистических данных, в том числе и в официальных источниках. Во-вторых, при работе с администрацией районов возникают трудности в том числе по получению документации, касающейся разработки проектов (статистические данные, прогнозы, различные программы МР). В-третьих, местные власти не представляют что можно предложить в части проектов и мероприятий по стратегическим направлениям.

Конечно, эти сложности тормозят работу и растягивают сроки — без объективной статистики и видения будущего самими муниципалитетами нельзя выстроить реально работающую стратегию развития.