Азат Янгиров: Туристический бренд Башкортостана используется в региональных проектах

Туристический бренд Башкортостана «Терра Башкирия» вошел в топ-10 ярких брендинговых проектов страны, созданных за последние десять лет — по версии Ассоциации брендинговых компаний России. Из почти двух сотен поданных работ был составлен шорт-лист, в который вошли 45 проектов, набравших наибольшее количество голосов. А после экспертный совет голосования выбрал десять наиболее запомнившихся и знаковых брендинговых проектов.

О том, что разработка бренда — это всего лишь первый шаг и теперь туристический бренд должен объединять и сквозной нитью проходить через все туристические проекты региона говорит директор Института стратегических исследований РБ д.э.н. Азат Янгиров:

— «Бренд — это всегда обещание, а хороший бренд — это исполненное обещание» — такое понимание передает суть туристического брендирования, которое мы используем в разработке муниципальных стратегий и различных субрегиональных проектов. Важно не просто завлечь туриста и получить какой-то краткосрочный эффект, а чтобы он захотел еще раз приехать сам и своему окружению порекомендовал Башкирию как отличное место отдыха. И этот «бренд-обещание» обязан быть универсальным — от этнотуров и пеших походов, до делового или событийного туризма.

О том, что регионам необходимы свои бренды и они экономически оправданы стали говорить в начале 2000-х. Появились первые исследования, возникли компании, занимающиеся брендингом территорий. В основном это были дизайнеры и маркетологи. В последние годы наметилась тенденция подключать ученых: экономистов, антропологов, историков.

Теперь привлечение науки и проведение исследований, фокус-групп стало требованием времени — востребован бренд, который перешагивает понимание «красивой картинки». Он должен быть наполнен содержанием, которое было бы конкурентоспособно на рынке туристических услуг — только лишь красивой природой и экологией мы не возьмем.

В целом экономический потенциал региона не раскрыт и единый туристический бренд — это только первый шаг. Ученые нашего института участвовали в разработке концепции и смыслового наполнения. Логично, что семантика бренда «Терра Баширия» легла в основу межмуниципальных проектов в сфере туризма. Например, на северо-востоке республики турбренд собирает туристические объекты вокруг геопарка Янгантау с перспективой развития этнотуризма и развития соответствующих суббрендов. На севере ресублики — это проект, который пока условно называется «Северное кольцо Башкортостана».

Ни в коем случае нельзя упускать событийный и деловой туризм. Каждый спортсмен, например, привозит еще 4-5 связанных с ним болельщиков, волонтеров, администраторов и так далее.

Конференции, межрегиональные и международные встречи, спортивные, деловые и общественные мероприятия — вся эта сложная мозаика туризма должна объединяться сквозной идеей бренда, привязки к территории. И каждый из посетителей республики должен увезти кусочек нашей любви — стать амбассадором нашего бренда.