Записи краеведов помогают ученым понимать суть этнодемографических процессов

О необходимости тесного контакта краеведов с учеными рассказал участникам Республиканской научно-практической конференции «Национально-культурное и историческое наследие Западного Башкортостана: сохранение и продвижение» этнодемограф, к.и.н. Рафиль Асылгужин.

— Я этнодемограф и поэтому обязан работать с большими объемами данных — чем больше исходных источников, первых записей — тем точнее мы можем составить мозаику прошлого в разные исторические периоды, — подчеркнул он. — В сборе данных важнейшую роль играете вы — краеведы. Если архивные данные мы можем найти в центральных запасниках, то объекты материального наследия — то, что способно воссоздать уникальную этнокультурную картину края мы можем только благодаря вам.

Исторически здесь в тесном взаимососедстве проживали три основные нации республики; башкиры, татары и русские. Но не только — на территории Туймазинского района есть исторические — а мы говорим как минимум о двух веках — поселения чувашей и марийцев. Это передает уникальность этнокультурной мозаики края.

— Обзор начнем с древних времен. На территории нынешнего Туймазинского района исторически проживали пять башкирских родов. Не каждый район Башкортостана может похвастать таким многообразием компактного проживания нескольких родов с разным происхождением. Например, территориально более широкий Баймакский район — это территория всего лишь двух родовых групп, — отметил ученый.

Долину реки Ик занимает родовая группа Елан кипчакского происхождения. Территория расселпения елановцев охватывает всю территорию от Оренбуржья и захватывая наш соседний Бавлинский район — до Бураевского района. Они стали основой для еще одной родовой группы — Елано-Байларская группа. Байларские деревни отчасти вошли в новую родовую группу, а часть стали основой для города Октябрьский.

Как минимум треть жителей нынешнего Туймазинского района являются потомками этого сильного рода вотчинников — Елановцев.

Вторая по численности родовая группа — Канглы. Они занимают восточную часть района близ озера Кандры-куль.

Третья по численности родовая группа Туймазинского района — Айлинцы. В отличие от Елан, Байлар, Канглы и Кубау, которые были хозяеваими — вотчинниками, Айли, пришедшие с севера нынешнего Башкортостана не являлись вотчинниками этих земель, а поселились на правах припущенников, как и позже пришедшие на территорию казанские татары.

— Сейчас ученые Института Стратегических Исследований Республики Башкортостан во взаимодействии с историками, антропологами, этнографами и этнодемографами иных научных учреждений Башкортостана начинают новый исследовательский проект, ориентированный уже на прикладное применение знаний о родовой истории. И в своей работе надеемся на вашу помощь, уважаемые краеведы, — обратился ученый к участникам конференции.

Отдельно Рафил Рифгатович рассказал участникам конференции о том, как начинать работу над своей родословной — эта тема особенно актуальная для краеведов.

Первое, с чего стоит начинать — опрос своих родителей, старших родственников. В традиции наших народов сохранился обычай помнить и переводить из поколения в поколения родословную — шежере.

Второе — это подворные книги. Как ныне действующие, так и данные из архивов. Специального допуска к этому не требуется. А раскручивать линейку родословной надо начинать с нынешних дней — чтобы дальше углубляться.

Далее — можно взглянуть в данные переписей советской поры. Здесь уже надо быть краеведом и иметь базовые навыки обращения с такого рода документами.

Еще один источник — дореволюционные переписи населения и ревизские сказки. Они позволяют охватить период двусотлетней давности.

Таким образом интересующиеся могут обратившись к историческим материалам восстановить прошлое.

О конференции:

В конференции приняли участие более сотни участников — краеведы, музейные работники, ученые историки и антропологи. Основной акцент был сделан на исследованиях самобытной истории и культуры края. Ученые выделили особенности, которые могут стать визитной карточкой субрегиона, а учитывая географической положение Северо-Западной экономической зоны — то и всего Башкортостана. 

Этническая палитра края особенно выразилась в многообразии и отличиях национальной одежды. Ученые, исследовавшие данную тему предлагают отойти от традиционного разграничения и ввести понятие «северо-западный комплекс», который подчеркивал бы уникальность бытовой культуры местного населения, основу которого составляют пять башкирских родов.

В развитии субрегиональной айдентики высока роль музеев. Это центры, консолидирующие работу краеведов и любителей местной истории и культуры, здесь происходит стыковка науки и любительских изысканий. Большую работу в этом плане провел Бирский музей, который вышел за пределы рамок музея и фактически стал задавать тон в определении туристических маршрутов Бирска и окрестностей.

Для краеведов прошел также семинар по традиционной одежде. Выделялись особенности традиционного костюма именно этого края.